В чем заключается основная задача родителей? Наверное, самое главное, это помочь детям стать взрослыми, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ВЗРОСЛЫМИ. Способными нести ответственность за свои поступки, создать семью, быть успешным в какой-либо деятельности. На сколько успешным станет ребенок эгоист? Возможно, достаточно успешным, ведь он зациклен на своих собственных желаниях и чувствах, не умет сочувствовать окружающим людям, не помогает бескорыстно и воспринимает окружающих исключительно как источник удовлетворения собственных желаний.
Кумиру, как и
королю, нужна «свита». Поданные, которые будут восхищаться им и удовлетворять
малейшие прихоти. Другой вопрос, на сколько комфортно окружающим рядом с
эгоистом, готовы ли родители всю свою жизнь посвятить интересам эгоиста, на
сколько хватит их сил и здоровья? Ведь эгоисты не приемлют других точек зрения,
кроме своей и глухи эмоционально к чужим нуждам и проблемам. Будут ли у эгоиста
друзья способные прийти на помощь в трудную минуту? Сможет ли он полюбить
кого-нибудь? Или проживет всю жизнь один? Все эти вопросы необходимо задать
себе каждому родителю еще в самом раннем детстве. Так как родительская любовь
конечно же бескорыстная не может все-таки быть заменой всему. Хотят ли
окружающие быть в числе подданных вашего кумира.
Пока ребенок
маленький многим родителям кажется, что вот он вырастет и поймет, как много в
него вложили и сразу станет им за все благодарным и отзывчивым. Поверьте, не
начнет, нет у него подобного опыта. Его всю жизнь учили только брать как можно
больше от жизни, добиваться своего любыми путями, и никто не учил «отдавать», (нет
у него подобного опыта). Ведь кто такой кумир семьи? Это ребенок чьи малейшие
прихоти выполняются, мама всю свою жизнь кладет на то, чтобы ее чаду было
хорошо и комфортно (все-все ради сыночка или дочки). И мама рада – ОНА НУЖНА!
Только вот, что дальше? Потребности ребенка – эгоиста растут, способы достижения своих желаний становятся все более изощренными. А навыки сочувствия, трудолюбия, самостоятельности и ответственности за свои поступки не формируются. Навыки, которые и отличают взрослого человека от ребенка. Ведь он привык, что его хвалят просто так, за то, что он есть! И для похвалы и поощрения не надо ничего делать!
Только вот
родители не могут оградить своего любимого ребенка от жизни вообще. Ему все же
приходится взаимодействовать с окружающими в детском саду, школе и далее во
взрослой жизни. И ребенок – кумир вступает в жизнь, где не все готовы ему
поклоняться. Как воспримет окружающих этот ребенок, конечно, как враждебный,
чуждый ему мир.
Что же делать родителям? Как поступить? Постарайтесь, прежде всего, научить своего ребенка, считаться с мнением и чувствами других, быть внимательным к окружающим. Начните с себя, говорите о своих чувствах и желаниях, так ребенок будет понимать, что «мама и папа, это не инструмент для удовлетворения моих потребностей», а человек, у которого есть желания и чувства. Покажите, что надо делиться даже самой последней конфетой, сначала с вами, затем со сверстниками.
Перестаньте брать на себя ответственность за дела ребенка. Не стремитесь сделать за ребенка дела посильные ему. Например, за дошкольника убрать игрушки, одеть или раздеть его. А за школьника, например, собрать портфель, записать домашнее задание, убрать за собой, помочь по дому. Опека по мелочам мешает ребенку взрослеть, мешает появиться чувству ответственности. Кроме того, отрицательный опыт ребенка, это действенный способ осознать, что у каждого действия или бездействия есть последствия. Это научит его поступать правильно.
Просите помочь вам
накрыть на стол, отнести пульт от телевизора папе или выполнить другое
посильное ребенку дело. Трудолюбие не возникает на пустом месте, этот навык
формируется с 2 лет! Не опоздайте. Кроме того, просьбы о помощи помогут развить
чувство эмпатии, сочувствия к окружающим.
Не просто читайте
детские книги, а разбирайте ситуации, описанные в них. Кто поступил хорошо, кто
плохо, почему. Какие чувства испытывали герои. И наконец, как можно все
исправить и может ли исправиться тот, кто поступил плохо. Это поможет еще и в
осознании, того, что плохой поступок, это еще не «конец света», а повод к
исправлению.
Спрашивайте, как у
него дела, как прошел день. Это поможет вам разобрать возможно не понятные для
ребенка ситуации и чувства, которые испытывают окружающие его люди. Ребенок,
которым интересуются, будет так же проявлять внимание сначала к вам, а затем и
к окружающим его людям.
Хвалите ребенка за
реальные достижения, за то, что у него не получалось, а теперь получилось или
то, к чему он прилагает усилия, старается что бы получилось, а не за то, что он,
красив, умен или просто есть.
Ну и положительный
пример родителей всегда играет не маловажную роль в воспитании детей.
Старайтесь всегда вести себя достойно в присутствии детей, старайтесь избегать
КОНФЛИКТОВ с окружающими (мама, кричащая на кого-либо, выглядит очень некрасиво,
в таких ситуациях дети всегда чувствуют себя не уютно и испытывают чувство вины
за своих родителей). А ваши ДОБРОТА, ЩЕДРОСТЬ, БЕСКОРЫСТИЕ и ВНИМАНИЕ К
ОКРУЖАЮЩИМ будет служить для вашего ребенка ориентиром в поведении. В итоге
ваше несомненно любимое чадо вырастет и станет строить отношения с окружающими
именно так, как вы его научили.
Автор: Терентьева Н.В., МБДОУ №47
Комментарии
Отправить комментарий