Воспитание дошкольников по правилам и без...

 В любом возрасте люди занимаются познавательной деятельностью. Это деятельность, в которой происходит рост, обучение, развитие личности и формирование всех навыков, знаний и умений. А для детей такой деятельностью является игра.

Игра – это спонтанная деятельность, которая приносит свободу и радость. Для детей дошкольного возраста игра - единственная деятельность, в которой они пользуются полной свободой и могут выбирать, во что играть, с кем играть, как долго играть и какие игрушки брать с собой.

В игре выражаются основные потребности детей. Во-первых, она характеризуется стремлением ребенка к независимости и активному участию в жизни взрослых. По мере взросления у детей формируется внутренняя потребность участвовать в деятельности взрослых, которая недоступна в реальной жизни. В игре дети принимают на себя определенные роли и пытаются подражать взрослым, образ которых сохранился в их опыте.

 В игре дети действуют самостоятельно, свободно выражают свои потребности, мысли и чувства. В отличие от повседневной жизни, где их постоянно опекают и защищают от побегов и падений, в игре ребенок может делать все. Таким образом, малыши "проверяют свои силы" и проживают свою будущую жизнь

С одной стороны, игра – это самостоятельная деятельность ребенка, с другой – необходимо влияние взрослого, чтобы игра стала для ребенка первой школой, средством воспитания и обучения. Игра имеет решающее значение для обучения поведению и правилам взаимодействия с людьми. Поскольку игровая деятельность свободна, дети чаще, чем в реальной жизни, сталкиваются с ситуациями, в которых им приходится делать собственный выбор (как себя вести).

Игры развивают творческие способности детей. Это проявляется в планировании, исполнении ролей, изготовлении игрушек и элементов костюмов. Взрослым важно их реализовать, чтобы не прерывать естественное течение игры и не вынимать из нее душу с помощью записок, инструкций и табличек.

 Суть игры с правилами заключается в наличии открытых правил, соревновательных отношений между игроками и результата победы. Игры с правилами появляются только в старшем дошкольном возрасте, но основы для них закладываются гораздо раньше.

 Как осваиваются игры с правилами? Уже в возрасте от двух с половиной до трех лет дети способны следовать простым правилам и делать то, что им велят (например, в игре "достань мяч").

К четырем годам правила усложняются (например, сбивать камешки и класть их на место), а роли игроков распределяются (в таких играх, как "кошка и мышка" или "воробей и автомобиль", где один игрок догоняет, а остальные убегают). В этом возрасте дети осваивают правила поочередного взаимодействия и выполнения заданных условий. Играя с ребенком, взрослый выступает в роли заинтересованного партнера и проводника.

В возрасте пяти лет у ребенка формируется представление о победе. Наиболее подходящие для этого возраста игры - "игры на удачу" (лото, гусь). Взрослые участвуют в таких играх в качестве партнеров, проявляя заинтересованность в победе и объясняя или повторяя правила игры (например, "кто первый выиграет, тот и победитель"). У детей постепенно развивается дух соперничества и чувство победы. Взрослые постепенно переходят к играм, требующим элементов удачи, умственных и физических способностей (например, "Сельсо", бросание кольца). На этом этапе дети используют правила устоявшихся игр.

На втором году жизни у детей развивается способность придумывать и согласовывать новые правила игры. Взрослые, участвующие в игре, учат детей, как изменить правила игры. Необходимость изменить правила игры возникает, когда в наборе настольной игры отсутствует какой-либо необходимый элемент (например, кубики, используемые для определения количества ярусов фишек в игре "Гусь"). Чтобы стимулировать выработку правил, взрослые могут поставить себя в положение "не знающих правил" и предоставить детям новый и незнакомый материал. Эффективный способ добиться этого - объединить различные игровые элементы в один набор. Для детей самостоятельно разработанные правила более ценны, чем существующие, и усиливают взаимный контроль над правилами.

В любом возрасте детям следует предоставлять материалы и время для самостоятельной игры с правилами, без непосредственного участия взрослых. Критерием эффективности организации игры с правилами является то, что дети становятся самостоятельными, взаимодействуют со сверстниками и могут организовывать свой досуг в этом контексте.

Игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, сотрудничать или соревноваться с другими детьми. Такая игра способствует формированию нормативной поведенческой регуляции. Это означает: контроль над соблюдением правил, стремление к успеху для достижения результата, способность "пережить неудачу" и умение принимать успех сверстников.

Игры с правилами могут выполнять функцию дидактических игр. Помимо игровой задачи, такие игры направлены на закрепление и систематизацию знаний, совершенствование мыслительных операций и развитие специальных навыков, например, речи. Например, игры-лото ("Времена года", "Игрушки", "Растет, цветет, зреет" и т. д.) помогают детям систематизировать свое мышление. Словесные игры, такие как "Цвета", "Молчание", "Черное и белое", развивают внимание, сообразительность, скорость реакции и связную речь.

Таким образом, игры с правилами – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

 

Авторы: Прохорова Сильяна Витальевна, Фомина Ирина Михайловна, Тихонова Надежда Сидоровна, воспитатели КУ «Специализированный Дом ребенка «Малютка» г. Чебоксары

Комментарии