В любом возрасте люди занимаются познавательной деятельностью. Это деятельность, в которой происходит рост, обучение, развитие личности и формирование всех навыков, знаний и умений. А для детей такой деятельностью является игра.
Игра – это
спонтанная деятельность, которая приносит свободу и радость. Для детей
дошкольного возраста игра - единственная деятельность, в которой они пользуются
полной свободой и могут выбирать, во что играть, с кем играть, как долго играть
и какие игрушки брать с собой.
В игре выражаются
основные потребности детей. Во-первых, она характеризуется стремлением ребенка
к независимости и активному участию в жизни взрослых. По мере взросления у
детей формируется внутренняя потребность участвовать в деятельности взрослых,
которая недоступна в реальной жизни. В игре дети принимают на себя определенные
роли и пытаются подражать взрослым, образ которых сохранился в их опыте.
В игре дети действуют самостоятельно, свободно
выражают свои потребности, мысли и чувства. В отличие от повседневной жизни,
где их постоянно опекают и защищают от побегов и падений, в игре ребенок может
делать все. Таким образом, малыши "проверяют свои силы" и проживают
свою будущую жизнь
С одной стороны,
игра – это самостоятельная деятельность ребенка, с другой – необходимо влияние
взрослого, чтобы игра стала для ребенка первой школой, средством воспитания и
обучения. Игра имеет решающее значение для обучения поведению и правилам
взаимодействия с людьми. Поскольку игровая деятельность свободна, дети чаще,
чем в реальной жизни, сталкиваются с ситуациями, в которых им приходится делать
собственный выбор (как себя вести).
Игры развивают
творческие способности детей. Это проявляется в планировании, исполнении ролей,
изготовлении игрушек и элементов костюмов. Взрослым важно их реализовать, чтобы
не прерывать естественное течение игры и не вынимать из нее душу с помощью
записок, инструкций и табличек.
Суть игры с правилами заключается в наличии
открытых правил, соревновательных отношений между игроками и результата победы.
Игры с правилами появляются только в старшем дошкольном возрасте, но основы для
них закладываются гораздо раньше.
Как осваиваются игры с правилами? Уже в
возрасте от двух с половиной до трех лет дети способны следовать простым
правилам и делать то, что им велят (например, в игре "достань мяч").
К четырем годам
правила усложняются (например, сбивать камешки и класть их на место), а роли
игроков распределяются (в таких играх, как "кошка и мышка" или
"воробей и автомобиль", где один игрок догоняет, а остальные убегают).
В этом возрасте дети осваивают правила поочередного взаимодействия и выполнения
заданных условий. Играя с ребенком, взрослый выступает в роли заинтересованного
партнера и проводника.
В возрасте пяти
лет у ребенка формируется представление о победе. Наиболее подходящие для этого
возраста игры - "игры на удачу" (лото, гусь). Взрослые участвуют в
таких играх в качестве партнеров, проявляя заинтересованность в победе и
объясняя или повторяя правила игры (например, "кто первый выиграет, тот и
победитель"). У детей постепенно развивается дух соперничества и чувство
победы. Взрослые постепенно переходят к играм, требующим элементов удачи,
умственных и физических способностей (например, "Сельсо", бросание
кольца). На этом этапе дети используют правила устоявшихся игр.
На втором году
жизни у детей развивается способность придумывать и согласовывать новые правила
игры. Взрослые, участвующие в игре, учат детей, как изменить правила игры.
Необходимость изменить правила игры возникает, когда в наборе настольной игры
отсутствует какой-либо необходимый элемент (например, кубики, используемые для
определения количества ярусов фишек в игре "Гусь"). Чтобы
стимулировать выработку правил, взрослые могут поставить себя в положение
"не знающих правил" и предоставить детям новый и незнакомый материал.
Эффективный способ добиться этого - объединить различные игровые элементы в
один набор. Для детей самостоятельно разработанные правила более ценны, чем
существующие, и усиливают взаимный контроль над правилами.
В любом возрасте детям
следует предоставлять материалы и время для самостоятельной игры с правилами,
без непосредственного участия взрослых. Критерием эффективности организации
игры с правилами является то, что дети становятся самостоятельными,
взаимодействуют со сверстниками и могут организовывать свой досуг в этом
контексте.
Игра с правилами
учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое
другим ребенком, сотрудничать или соревноваться с другими детьми. Такая игра
способствует формированию нормативной поведенческой регуляции. Это означает:
контроль над соблюдением правил, стремление к успеху для достижения результата,
способность "пережить неудачу" и умение принимать успех сверстников.
Игры с правилами
могут выполнять функцию дидактических игр. Помимо игровой задачи, такие игры
направлены на закрепление и систематизацию знаний, совершенствование
мыслительных операций и развитие специальных навыков, например, речи. Например,
игры-лото ("Времена года", "Игрушки", "Растет, цветет,
зреет" и т. д.) помогают детям систематизировать свое мышление. Словесные
игры, такие как "Цвета", "Молчание", "Черное и
белое", развивают внимание, сообразительность, скорость реакции и связную
речь.
Таким образом,
игры с правилами – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного
возраста.
Авторы: Прохорова Сильяна Витальевна, Фомина Ирина Михайловна, Тихонова Надежда Сидоровна, воспитатели КУ «Специализированный Дом ребенка «Малютка» г. Чебоксары
Комментарии
Отправить комментарий