Социальная среда – общественные отношения в обществе (образ жизни, обычаи, окружение человека, социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность этих условий), доминирующие над общественными идеями и ценностями. Творчество является хорошим социальным средством для развития инициативного человека с доминирующими идеями и ценностями.
Социальная среда –
это и ближайшее социальное окружение, оказывающее непосредственное влияние на
развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, а впоследствии
воспитатели детских садов и школ. Стоит отметить, что социальное окружение с
возрастом расширяется.
Вне социальной среды
ребенок не может развиваться, он не может быть полноценным человеком. Известно,
что в лесах исчезают маленькие детеныши, которые вырастают в диких животных.
Такие «Маугли» бегали на четвереньках, как и их родители.
Социальная среда –
это то, что нас окружает в социальной жизни, главным образом в специфической
связи каждого индивида с индивидуумом. Она имеет сложную структуру,
представляет собой многослойное образование, включает в себя множество
социальных групп, которые оказывают общее влияние на психическое развитие и
поведение индивида.
По мере того, как
ребенок растет, количество социальных институтов, влияющих на его развитие,
значительно увеличивается, одни отходят на второй план, другие выходят вперед.
Но каждый институт имеет свое воспитательное значение, поэтому игнорирование
хотя бы одного из них приводит к недопустимым недостаткам в развитии ребенка.
В малых случаях на
него влияют только микрофакторы, то есть семья и ближайшее окружение. Семья – лучший
и социальный институт, который воспитывает ребенка в «тепличных» условиях. В
эти золотые годы родные и близкие оказывают несомненное влияние на развитие ребенка,
а родители должны постараться привить ему лучшие качества, которые помогут в
дальнейшем занять достойную ячейку в обществе. Главная задача
родителей-формирование эмоциональной сферы малыша и влияние на его поведение,
то есть ребенок с первых лет жизни должен знать и соблюдать элементарные
правила дисциплины и гигиены.
Влияние социума на
развитие ребенка в этот период более разнообразно, так как малыш знакомится с
правилами и установками общества. Общение ребенка со сверстниками в детском
саду имеет большое значение для формирования у ребенка будущего, так как именно
среди них ребенок учится достигать своей цели и понимает, как и чем гордиться
не только от мамы и папы, но и от других взрослых, то есть воспитателей. В
игровой форме ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него
формируются моральные нормы. Дошкольники вместо детского сада не имеют столь
богатого опыта в социуме и не могут влиять на характер и внешность ребенка.
Большой вклад в
процесс социализации ребенка вносят дети, которые чаще всего находятся в
группах детского сада. В зависимости от поведения в семье, ребенок старается
вовлечь его в игру с другими, но сталкивается с тем, что у сверстников могут
быть свои мнения, свои правила.
Картотека игр для
социализации дошкольников.
1. «Волшебная палочка». Цель: формирование у ребенка представлений о своем и творчестве сверстников.
Скорость игры:
Обычный предмет
(ручка, карандаш, линейка и т. д.) превращается в волшебную палочку, с которой
все согласны. Дети садятся или встают и передают палочки друг другу в
определенном порядке или по часовой стрелке, например: сдающего называют
предметом, а принимающего – сказочником и его персонажами, что позволяет делать
с ним (ковер – лежа).
2. «Зеркало». Цель: развитие способности строить хорошие отношения с другими людьми.
Скорость игры:
Игроки стоят
парами. Один из партнеров - "зеркало", другой-стоящий перед ним.
Повторить движения "зеркала".
Варианты:
Педагог (ребенок)
играет роль человека, стоящего перед зеркалом, играющего роль «осколка зеркала»,
его лица, настроения (мрачного, веселого, обиженного и т. д.).
3. «Послать письмо». Цель: развитие сплоченности группы.
Скорость игры:
Игроки стоят,
крепко держась друг за друга. Ведущий – почтальон в центре кольца. «Я посылаю
письмо от Сережи Ване», - говорит он. Сережа начинает отдавать письмо. Он
нажимает на руку своего соседа справа или слева, тот сжимает другую, и письмо
разворачивается.
Задача почтальона
– перехватить письмо, то есть увидеть, кто из детей.
Ребёнок носит
письмо до тех пор, пока не поймает его. Каждому ребенку хочется играть роль
почтальона.
4. «Буря». Цель: развитие чувства общности группы.
Скорость игры:
Ведущий начинает
играть, останавливаясь перед кем-нибудь из группы и растирая ладони. Ведущий
задержанный ребенок также слышит звуки бури. Ведущий поворачивается вперед и
предлагает сделать то же самое каждому, кто остановится. Когда ведущий,
постукивая пальцами, предлагает каждому участнику сделать то же самое, дети
сами начинают тереть руки. При прохождении третьего круга слышны шаги ведущего.
Метательное копье отличается тем, что ударяется ногами о пол.
В итоге, сначала
ветер зашуршал листья деревьев, потом пошел дождь и, наконец, началась буря.
Через несколько секунд буря утихла. Вместо звуков шагов слышны легкое
постукивание, стук пальцев и, наконец, потирание ладонями до полной тишины.
5. «Волны». Цель: игра позволит ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к окружающим.
Скорость игры:
Педагог: Вы,
наверное, любите купаться в море? Почему? Видимо потому, что на море всегда
бывают небольшие волны, которые очень приятны, когда тебя нежно омывают.
Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем двигаться вперед
волнообразно. Будем смеяться, как волны, когда они искрятся на солнце.
Посмотрим, как они «шуршат», как волны, ударяющиеся о прибрежные камни, и
скажем на слух, что бы волны сказали купающимся, если бы они умели говорить: «Мы
вас любим!».
Затем ведущий
предлагает всем по очереди «купаться в море». «Купальщик» стоит в центре,
«волны» подбегают к нему поодиночке, ласкают его и тихонько говорят: «Мы тебя
любим!»
6. «Нарисуй узор». Цель: стимулировать совместную работу, поддержку товарища.
Оборудования.
Варежки для каждого ребенка, карандаши.
Скорость игры:
Дети расходятся
парами. Воспитатель раздает разноцветные карандаши, бумажные варежки и просит
украсить их так, чтобы у каждой пары был одинаковый узор.
После игры
проводится конкурс, учитывающий идентичность узоров пары варежек и сложность
орнамента.
7. «Переезд» Цель: игра обращает внимание на внешность детей, позволяет понять их внешнее сходство и особенности.
Скорость игры:
Педагог просит
детей внимательно относиться друг к другу: «У каждого из вас волосы отличаются
цветом. Теперь меняемся местами так: на крайнем правом стуле сидит тот, у кого
самые светлые волосы, а рядом с ним-тот, у кого темнее, на крайнем стуле сидит
тот, у кого самые темные волосы. Начали».
Взрослый помогает
детям, подходит к ним, трогает их волосы, советуется с другими.
Автор: Нигиль Наталия Николаевна, педагог-психолог МБДОУ № 7 г. Новочебоксарск
Комментарии
Отправить комментарий