Навязчивые движения у детей: причины и пути решения

В современном мире научное сообщество ещё не располагает однозначным ответом на вопрос о причинах формирования вредных привычек у людей. Существует множество гипотез, пытающихся объяснить это явление, от состояния раздумья до психоэмоционального напряжения.

К числу вредных привычек относятся и навязчивые движения – монотонные, успокаивающие действия, которыми ребенок пытается снять внутреннее напряжение. К ним можно отнести накручивание волос на палец, покусывание губ, грызенье заусенцев и ногтей, а также разнообразные взмахи руками и нервное подергивание головой. Такие действия служат для ребенка способом расслабления и успокоения.

Возникновение навязчивых движений может быть спровоцировано различными факторами: хронический стресс, неправильный режим дня, слабая нервная система, чрезмерное влияние гаджетов, ненормированный распорядок дня.

На развитие невротических расстройств у норма типичных детей могут также влиять определенные модели поведения родителей. Гиперопека, когда родители, в основном мать и бабушка, берут на себя все обязанности ребенка, лишая его самостоятельности, может привести к тому, что ребенок начинает чувствовать себя «не таким», как другие, и пытается привлечь внимание к своим проблемам посредством навязчивых движений. С другой стороны, недостаток внимания со стороны родителей, когда ребёнок ощущает себя одиноким и беспомощным, также может спровоцировать тревогу и желание найти способ самоуспокоения в виде вредной привычки. Отстранение со стороны родителей, когда мать, заботясь о ребенке, не может с ним эмоционально соединиться, также может стать причиной развития невроза. Ребенок чувствует себя отвергнутым и пытается справиться с этой ситуацией через навязчивые движения.

Преодоление вредной привычки требует терпения и времени, соразмерного периоду её формирования. Если привычка возникла из-за недостатка внимания к ребенку, то для её устранения внимание необходимо уделять особенно пристально. Ребёнок замкнулся в себе – родители стараются его увлечь интересными играми, занятиями, максимально ориентируют на общение с другими детьми. Если он один, то должен быть чем-то занят, не имея времени на вредную привычку.

Борьба с вредной привычкой всегда является борьбой с неуверенностью в себе, тревожностью и пессимизмом. Следует помнить, что навязчивые движения у ребёнка носят непроизвольный характер и не являются сознательным выбором.

При грызении ногтей их коротко обрезают, разрешают грызть кончик ручки или чистый предмет в руках. Советуют потереть ладонь о ладонь при возникновении импульса к грызению ногтей. При сосании пальца или предметов рекомендации аналогичны, но так как к такому чаще всего прибегают перед сном, то незадолго до него рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой. При засыпании рекомендуется включить тихую музыку.

Детям, склонным к депрессии и имеющим сниженный фон настроения, вредные привычки встречаются чаще. Поэтому все, что поднимает настроение, способствует и их устранению.

Родителям необходимо проявлять пристальное внимание к состоянию своего ребёнка, пытаясь понять, что именно вызывает у него дискомфорт и препятствует чувству счастья. Если самостоятельное выявление причин затруднительно, рекомендуется открытый диалог с ребёнком о его проблемах. Важно избегать упрёков и критики, поскольку акцентирование внимания на негативном поведении может усугубить ситуацию.

В некоторых случаях, когда ребёнок сам не способен справиться с проблемой, целесообразно предложить ему увлекательное занятие, способное отвлечь от негативных мыслей. Необходимо проявить заботу, уделяя больше времени общению, прогулкам и совместному времяпрепровождению.

Важно соблюдать режим дня, обеспечить ребенку достаточное количество свежего воздуха, гигиену сна и ограничить время использования гаджетов перед сном. Родителям необходимо научить ребёнка справляться со стрессовыми ситуациями самостоятельно оказывая ему эмоциональную поддержку и обучая техникам релаксации который помогут ему развить правильные стратегии: игровая терапия для маленьких детей, психологические беседы, сказкотерапия, арт-терапия и музыкальная терапия для детей постарше. В случаях, когда ребёнок испытывает чрезмерное беспокойство по незначительным поводам, может потребоваться консультация специалиста - психолога.


Автор: Дунаева Н.А., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 16 «Красная Шапочка»

Комментарии