Игры с правилами как средство формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
Игра является незаменимым средством воспитания детей дошкольного возраста, которое используется опытными взрослыми для обучения детей различным навыкам взаимодействия с предметами и способами коммуникации. Игра играет важную роль в развитии ребенка как личности, влияя на формирование важных аспектов его психики. Эти аспекты в дальнейшем будут иметь существенное влияние на его успехи в учебе, работе и взаимоотношениях с другими людьми.
Дидактические игры
занимают прочное место среди методов обучения и воспитания детей, способствуя
развитию их самостоятельной игровой деятельности. В ходе этих игр дети учатся
решать познавательные задачи вначале под руководством взрослого, а затем
самостоятельно.
Научные
исследования подтверждают, что игра по правилам играет важную роль в
психическом развитии детей и подготовке их к более сложной учебной
деятельности. Именно через игровую деятельность развиваются умения детей
общаться с взрослыми и сверстниками, согласовывать свои замыслы, обмениваться
мнениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свой
выбор и учитывать точку зрения других людей.
Роль игр с
правилами в подготовке детей к школе трудно переоценить. В них дети моделируют
и разыгрывают действия и ситуации, близкие к будущей учебной деятельности.
Каждая игра с
правилами включает игровую задачу, которую ребенок должен понять и принять, а
для ее решения нужно выполнить определенные действия, такие как счет,
измерение, сравнение и другие операции. Поведение в игре также определяется
правилами, например, нельзя подсматривать или задавать некоторые вопросы. Во
многих играх детей просят одновременно выполнять действия с предметами и
согласовывать свои действия с партнерами, придерживаясь определенных правил.
Готовность ребенка к школе отображается в том, как он справляется с ролью
ведущего в игре, придерживаясь правил и исправляя ошибки.
Учитывая все
вышеизложенное, ставим перед собой следующие задачи в работе с детьми:
- Развитие
умственной деятельности, мыслительных процессов и операций, познавательной
активности, самостоятельности и культуры умственного труда.
- Развитие
познавательных интересов, любознательности.
- Формирование
речи, пополнение и активизация словарного запаса, развитие правильного
произношения и связной речи.
- Развитие
сотрудничества и взаимопонимания с взрослыми и сверстниками, в том числе умение
общаться содержательно и деловито с партнерами в коллективной деятельности.
- Формирование
нравственного поведения, чувств и отношений.
А так же не
забываем учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка,
учитываем его характеристики и черты, как положительные, так и отрицательные.
Также включаем в игру замкнутых и малоактивных детей, проводим совместные игры
с педагогом и поощряем черты характера, которые могут служить примером для
других. Уделяем внимание психологическому развитию, таким как эмоциональная
сфера, восприятие, мышление, память, воображение, и так далее.
При выборе
дидактических игр для работы с детьми учитываем следующие принципы: доступность
правил и материалов, возможность варьирования заданий и эмоциональное
воздействие на детей.
Используем
следующие игры:
- Игры с
предметами, такие как различение предметов по материалу, сравнение их по
свойствам, узнавание видов спорта и профессий, поиск пары и составление целого
из частей.
-
Настольно-печатные игры.
- На развитие
физического развития.
- На развитие
социально-коммуникативных навыков.
- На развитие
познавательных способностей.
- На развитие
речи.
- На развитие
художественного творчества.
Внимание играм с
правилами занимают немало места в дошкольной жизни детей, так как они помогают
формировать психологическую готовность детей к школе не в меньшей степени, чем
сюжетно-ролевые и режиссерские игры. В детских садах активно обучают дошкольников
таким играм и широко используют их в различных режимных моментах, чтобы помочь
им овладеть ими перед поступлением в школу. Совместно с родителями можно
внедряют игры и пособия, которые способствуют изучению, формированию и развитию
у детей способностей, необходимых не только для учебной деятельности в школе,
но и для их будущей жизни.
Автор: Евдокимова Ольга Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №44 «Поляночка»
Комментарии
Отправить комментарий