Главной особенностью современного ребенка, по мнению специалистов, является то, что у них больше синтеза, чем аналитики. Им очень важно все объединять в целое. Для нас, взрослых, это непривычно, мы в основном аналитики, нам нужно все разложить на составные части. В любом школьном предмете всё раскладывается до мельчайших частиц, детям говорят: это состоит из этого, это состоит из еще чего-то. А для них это не совсем естественно.
Если потом не
происходит обратно складывания в целое, если им не объясняют, как это
практически применимо, они эту информацию отторгают, не воспринимают ее.
Кстати, это еще
одно их отличие от нас с вами: их отношения с понятиями «надо» и «зачем». Психологи
и социологи не могут сказать точно, когда это изменилось, но еще совсем недавно
слово «надо» и всё, что за ним стояло, имело мотивационную силу. Ребенок мог
чего-то не хотеть, но его можно было заставить делать с помощью этого «волшебного»
слова.
Были времена,
когда взрослый говорил: «… надо», и ребёнок, ну или взрослый, отвечал: «Надо,
значит, надо», – не особо размышляя, почему и зачем. А подросток, мог сказать:
«Вам надо, вы и делайте», на то это и подростковый возраст… А сейчас всё чаще
мы сталкиваемся с тем, что мы говорим ребенку – «надо», а он смотрит на нас –
заинтересованно и спрашивает: «Зачем?»
Для них «надо»
потеряло свою мотивирующую силу, и пока ты им не объяснишь, зачем, у них не
запускается внутренний волевой механизм.
Теперь, в
настоящее время, каждое действие должно иметь какую-то цель, результат.
Если объяснить,
зачем, они скажут: «А, понятно», – и сделают. Дело даже не в выгоде для них
лично – им важно просто понимать назначение действия.
Теперь для детей
норма заключается не в том, что умные взрослые мне говорят, как надо, и я делаю
– они держат норму, когда понимают ее смысл. Сейчас даже маленьким детям нужно
объяснять назначение всех норм: почему люди решили, что это правильно,
достойно, хорошо, почему принято так, а не иначе? Но многие взрослые не готовы
про это говорить. Они либо начинают злиться и вместо объяснения выдают отчёт
того, что будет, если ты этого не сделаешь, пугают.
А как вы считаете,
современные дети поведут себя иначе, если услышат: «Не поступишь – станешь
дворником»?
Для информации, ряд
филологов считает, что «нужно» — это цель, то есть то, что требуется. А «надо»
— способ эту цель достигнуть.
Автор: Нигиль Наталия Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 7».
Комментарии
Отправить комментарий