Многие родители ошибочно полагают, что проявление упрямства и капризов у ребенка является признаком избалованности. На самом деле, подобные проявления свойственны детям в силу их возрастных особенностей и являются частью процесса познания мира и выяснения границ дозволенного.
Однако
существуют явные признаки избалованности, отличающие ее от естественного
развития:
1.
Неприятие отказа. Избалованные дети не признают слово «нет» и считают, что им
всё должны, а их желания – непреложными. В случае отказа, они могут устраивать
истерики для достижения своей цели.
2.
Отсутствие эмпатии. Такие дети не способны понимать чувства других людей, не
осознают, как их поведение сказывается на окружающих. Это может быть связано с недостаточным
развитием навыка сопереживания. Если к 6-7 годам ребенок не проявляет понимания
чувств других, это повод задуматься о развитии этого навыка.
3.
Непослушание и неуважение авторитета. Избалованные дети не воспринимают замечания
и просьбы взрослых. Они не слушают, игнорируют установленные правила и не
признают авторитет родителей. Кроме того, такие дети часто проявляют
беспечность в отношении вещей, ломая игрушки, чужие постройки и пренебрегая
вещами как своими, так и окружающих.
4.
Несамостоятельность. Избалованные дети не стремятся к самостоятельности в
выполнении простых бытовых задач, таких как уборка игрушек или повесить одежду.
Они постоянно нуждаются в помощи взрослых.
Важно
понимать, что избалованность – это результат воспитания. Она формируется в
процессе взаимодействия с родителями, которые не умеют отказывать ребенку,
боясь его обидеть или навредить. Чувство
вины, страх перед травмой ребенка, а также стремление быть «лучшим другом»
вместо авторитетной фигуры, могут привести к тому, что родители уступают всем
желаниям ребенка.
В
результате, у него не формируются моральные ценности, уважение к другим и
понимание границ дозволенного.
Чтобы
изменить ситуацию, родителям необходимо начать с себя: пересмотреть свои установки
и способы общения с ребенком.
Ключевые шаги:
*
Установка границ. Определить четкие правила и нормы поведения, которые
одинаковы для всех членов семьи.
*
Умение говорить «нет». Ребенок должен научиться принимать отказ и понимать, что
не все его желания могут быть исполнены. Важно сохранять последовательность в
установлении правил и наказаний. Границы
дозволенного должны быть стабильными в течение определенного периода, чтобы
ребенок мог их усвоить.
*
Развитие эмпатии. Помогать ребенку понимать чувства других людей, обсуждать
различные ситуации, читать книги и смотреть фильмы, вызывающие сопереживание.
*
Поощрение самостоятельности. Давать ребенку возможность решать задачи
самостоятельно, не вмешиваясь без необходимости. Важно научить ребенка брать на себя
ответственность за свои действия, решения и поступки.
*
Воспитание благодарности. Помогать ребенку замечать и ценить то, что он имеет,
учить его выражать признательность. Необходимо обсуждать с ним нравственные
ценности, такие как честность, благодарность, уважение к другим.
Важно
помнить, что изменение поведения ребенка требует времени и терпения. Согласованность в воспитании всех членов
семьи – залог успеха!
Автор: Дунаева Н.А., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №16 «Красная Шапочка».
Комментарии
Отправить комментарий