Все больше современных педагогов придерживаются мысли, что ребенка нужно не только обучать всему необходимому, но и создать благоприятную атмосферу для раскрытия его собственных талантов и способностей.
Не
возникает никаких сомнений в том, что все дети, без исключения талантливы. Чаще
всего, талант или способность ребенка может быть скрыта от окружающих. Найти,
раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка - это одна из самых
важнейших задач взрослых.
Для
правильного подхода к ребенку, необходимо, разобраться в таких понятиях, как: способности, задатки, склонности и талант.
Выяснить, какая между ними связь и чем они отличаются.
Способности формируются
под воздействием внешней среды, они развиваются через воспитание и условия, в
которых растёт ребёнок. Чаще всего они связаны с трудом человека и представляют
собой высокий уровень развития как общих, так и специальных знаний, умений и
навыков. Именно они обеспечивают успешное выполнение той или иной деятельности.
Задатками же
называют некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы,
органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок
развития способностей. К примеру, легкий опорно-двигательный аппарат и
пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных
способностей.
Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно, как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Склонности - это первый и наиболее ранний шаг на пути развития способностей. Нередко они
зарождаются довольно рано, а увлечение какой-либо деятельностью происходит даже
в неблагоприятных условиях.
Если
ребёнок даже вне музыкальной среды с большим увлечением слушает музыку и
самостоятельно пытается музицировать, то, конечно же, это говорит о наличии
определённых природных предпосылок к развитию способностей, в данном случае
музыкальных.
Самое интересное и вместе с тем самое редкое явление - талант. Это наличие способностей, которые превышают средний уровень. В психологии талант определяется как природная одарённость и выдающиеся способности.
Для того, чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить, какие они бывают. В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, художественной деятельности, двигательной. Каждой названной сфере соответствуют особые черты ребенка.
У
некоторых детей заметны интуитивные способности. Они схватывают информацию на
лету. Дети, обладающие подобными способностями, имеют шестое чувство и могут
понимать информацию без необходимости вникать в детали.Не секрет, что легко оценить
способности, похожие на собственные, ведь ребенок несет в себе родительские
гены. Но если детский дар отличен от способностей мамы и папы, то могут
возникнуть трудности. Например, мама с папой большие поклонники чтения, а
ребенок не проявляет к этому интереса. Первая реакция родителей -
насильственное воспитание в нем интереса к чтению.
Нужно помнить: ребенок не обязан обладать талантами, которые испокон веков проявлялись в семье. Каждый человек уникален и рождается со своими способностями и одаренностью. Ребенок не должен быть копией своих родителей, ему просто нужно помочь сформироваться. Это можно сделать, дав ему, к примеру, возможность заниматься разными видами деятельности.
Дать ребенку возможность раскрыть талант
- значит помочь ему найти привлекательное занятие, вложить в него силы, время и
совершенствовать навыки изо дня в день. Таким образом,
ребенок будет получать удовольствие от своего занятия и добиваться в нем успеха.
Автор: Ананьева Ангелина Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Берёзка».
Комментарии
Отправить комментарий