О развитии таланта детей дошкольного возраста: этапы формирования и советы!

 Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, детский талант традиционно занимает одно из ведущих мест.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми, выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у сверстников, со способностями к творчеству.

Бытует мнение, что талантливые дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам. Всё это обуславливает актуальность этой проблемы.

Талант, несомненно, есть у каждого ребёнка. Но проблема в том, что не всегда эти способности находятся на поверхности. В большинстве своём таланты скрыты, и их нужно развивать. А для этого надо заметить талант малыша, помочь ему в выборе нужного направления, оказать поддержку. Педагогическое наблюдение – главный метод выявления детских талантов.

Как бы ни был ребёнок одарён, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудится, самостоятельно принимать решения. Ребёнок не терпит давления, притеснения, окриков. С дошкольного возраста ребёнка следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. И если правильно развивать задатки ребёнка, обязательно появятся и способности. Главной задачей на пути выявления таланта является создание благоприятных условий для самовыражения и самореализации детей.

Этапы формирования способностей у детей

один-два года – начало проявления творческих способностей (слушать музыку, рисовать, лепить, спортивные игры). Важна роль родителей, они могут быть проводниками.

 три-четыре года – возраст, когда занятия становятся регулярными, малыши осваивают разные типы, с удовольствием занимаются. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.

пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Готовность к школе, детям рекомендуют занятия в секциях. родителям должны не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Взрослые поддерживают инициативу ребенка. Способы развития детской одаренности, способностей и талантов.

Ранний этап

Естественно, что назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Детский возраст – пластичный. И то, что происходит с одним ребенком в годик, с другим может случиться и в 3 года, и в 5. Но очень важно именно с раннего возраста уделять пристальное внимание наклонностям ребенка, дабы своевременно оказать влияние на развитие тех или иных способностей.

Для этого нужно позволить своему ребенку самостоятельно проявлять свои интересы, в это время, обращая внимание на действия, которые он выполняет. Родители могут многое увидеть во время игр ребенка.

Необходимо дать ребенку разборные игрушки, конструкторы, и игрушки, имитирующие людей – куклы, солдатики, также позаботиться о наличии дома различных материалов, которые могут стимулировать развитие творческого потенциала – краски, пластилин и т.д.

Иначе говоря, обеспечить благоприятную раннюю среду, которая вызвала бы интерес к какой-либо деятельности.

Внимание, поддержка и вера.

Слушайте вашего ребенка. Это информирует о его интересах и умениях. Интересуйтесь, задавайте вопросы, помогайте искать ответы на них. Выражайте свою поддержку словами и действиями, проявляйте внимание и доверяйте. Всегда верьте в своего ребенка и не забывайте говорить ему об этом.

Практика и помощь

Талант – это в первую очередь усилия и практика. Поэтому участвуйте вместе с ребенком, практикуйте с ним разные виды деятельности, к которым он тяготеет, способствуйте этому, направляйте. Практика среди талантливых людей никогда не бывает случайной, она преднамеренная: целенаправленная и за пределами зоны комфорта – важно донести это ребенку.

Будьте связующим звеном между талантами своего ребенка и окружающим миром. Помогите реализовать свои таланты. Возлагайте надежды на результат, но всегда проверяйте реалистичны ли они.

Право на ошибки и главные правила «Не»

Все мы взрослые люди ошибаемся, а дети в силу недостатка жизненного опыта, тем более. Поэтому крайне важно давать право на ошибки. В случае если от ребенка будут ждать, что он все обязан делать «на отлично», это приведет к тому, что он прекратит что-либо делать в направлениях, которые не могут дать ему 100% уверенности в позитивном результате.

Не критикуйте ребенка. В случае постоянной оценки и критики ребенка, он может начать сдерживать свои способности.

Не вешайте ярлыки на ребенка (Например, «лентяй», «тугодум»). Они формируют у ребенка убеждения, которые противоречат его способностям.

Не сравнивайте с другими детьми. Это может отбить всякое желание и стремление.

Не оказывайте давление во время обучения, развивающего его таланты. Когда ребенок перестает получать радость от занятия любимым делом, то вскоре он потеряет всякий интерес к этому.

Поощрение

Важным аспектом является поощрение, даже маленьких побед ребенка. Это вовсе не означает, что нужно задаривать ребенка подарками, это лишь может отбить охоту заниматься чем-либо ради самого занятия. Можно дарить подарки с целью развития ребенка.

Одобряйте стремление ребенка заниматься направлениями, которые являются сложными для него, это учит ребенка сопротивляться любым трудностям.

 

Автор: Визгина Е.Н., педагог-психолог МБДОУ №206, г. Чебоксары

Комментарии