Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, детский талант традиционно занимает одно из ведущих мест.
Не так давно
считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном.
Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако
опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми,
выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у сверстников, со
способностями к творчеству.
Бытует мнение,
что талантливые дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и
руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее
чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более
восприимчивы к сенсорным стимулам. Всё это обуславливает актуальность этой
проблемы.
Талант, несомненно,
есть у каждого ребёнка. Но проблема в том, что не всегда эти способности
находятся на поверхности. В большинстве своём таланты скрыты, и их нужно
развивать. А для этого надо заметить талант малыша, помочь ему в выборе нужного
направления, оказать поддержку. Педагогическое наблюдение – главный метод
выявления детских талантов.
Как бы ни был
ребёнок одарён, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить
трудится, самостоятельно принимать решения. Ребёнок не терпит давления,
притеснения, окриков. С дошкольного возраста ребёнка следует приобщать к
творческому труду, создавать обстановку для творчества. И если правильно
развивать задатки ребёнка, обязательно появятся и способности. Главной задачей
на пути выявления таланта является создание благоприятных условий для
самовыражения и самореализации детей.
Этапы формирования способностей у детей
один-два года – начало
проявления творческих способностей (слушать музыку, рисовать, лепить,
спортивные игры). Важна роль родителей, они могут быть проводниками.
три-четыре года – возраст, когда занятия
становятся регулярными, малыши осваивают разные типы, с удовольствием
занимаются. В этом возрасте для всестороннего развития
ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование,
лепка, музыка, конструирование.
пять-шесть лет –
время перехода к более сложным задачам. Готовность к школе, детям рекомендуют
занятия в секциях. родителям должны не пресекать инициативность своего чада,
даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не
подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.
семь-восемь лет –
это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом
деятельности. Взрослые поддерживают инициативу ребенка. Способы развития
детской одаренности, способностей и талантов.
Ранний этап
Естественно, что
назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться
способности, невозможно. Детский возраст – пластичный. И то, что происходит с
одним ребенком в годик, с другим может случиться и в 3 года, и в 5. Но очень
важно именно с раннего возраста уделять пристальное внимание наклонностям
ребенка, дабы своевременно оказать влияние на развитие тех или иных
способностей.
Для этого нужно
позволить своему ребенку самостоятельно проявлять свои интересы, в это время,
обращая внимание на действия, которые он выполняет. Родители могут многое
увидеть во время игр ребенка.
Необходимо дать
ребенку разборные игрушки, конструкторы, и игрушки, имитирующие людей – куклы,
солдатики, также позаботиться о наличии дома различных материалов, которые
могут стимулировать развитие творческого потенциала – краски,
пластилин и т.д.
Иначе говоря,
обеспечить благоприятную раннюю среду, которая вызвала бы интерес к какой-либо
деятельности.
Внимание,
поддержка и вера.
Слушайте вашего
ребенка. Это информирует о его интересах и умениях. Интересуйтесь, задавайте
вопросы, помогайте искать ответы на них. Выражайте свою поддержку словами и
действиями, проявляйте внимание и доверяйте. Всегда верьте в своего ребенка и
не забывайте говорить ему об этом.
Практика и помощь
Талант – это в
первую очередь усилия и практика. Поэтому участвуйте вместе с ребенком,
практикуйте с ним разные виды деятельности, к которым он тяготеет,
способствуйте этому, направляйте. Практика среди талантливых людей никогда не
бывает случайной, она преднамеренная: целенаправленная и за пределами зоны
комфорта – важно донести это ребенку.
Будьте связующим
звеном между талантами своего ребенка и окружающим миром. Помогите реализовать
свои таланты. Возлагайте надежды на результат, но всегда проверяйте реалистичны
ли они.
Право на ошибки
и главные правила «Не»
Все мы взрослые
люди ошибаемся, а дети в силу недостатка жизненного опыта, тем более. Поэтому
крайне важно давать право на ошибки. В случае если от ребенка будут ждать,
что он все обязан делать «на отлично», это приведет к тому, что он прекратит
что-либо делать в направлениях, которые не могут дать ему 100% уверенности в
позитивном результате.
Не критикуйте
ребенка. В случае постоянной оценки и критики ребенка, он может начать
сдерживать свои способности.
Не вешайте
ярлыки на ребенка (Например, «лентяй», «тугодум»). Они формируют у ребенка
убеждения, которые противоречат его способностям.
Не сравнивайте с
другими детьми. Это может отбить всякое желание и стремление.
Не оказывайте
давление во время обучения, развивающего его таланты. Когда ребенок перестает
получать радость от занятия любимым делом, то вскоре он потеряет всякий интерес
к этому.
Поощрение
Важным аспектом
является поощрение, даже маленьких побед ребенка. Это вовсе не означает, что
нужно задаривать ребенка подарками, это лишь может отбить охоту заниматься
чем-либо ради самого занятия. Можно дарить подарки с целью развития ребенка.
Одобряйте
стремление ребенка заниматься направлениями, которые являются сложными для
него, это учит ребенка сопротивляться любым трудностям.
Автор: Визгина Е.Н., педагог-психолог МБДОУ №206, г. Чебоксары
Комментарии
Отправить комментарий