Родители – это главные наставники своего ребенка. Во многом от отношения близких людей к интересам и природным задаткам малыша зависит развитие его способностей и талантов. Приведем несколько практических советов, следуя которым родители могут в полной мере раскрыть и развить способности и таланты ребенка:
1. Поощряйте
занятие ребёнка. Обеспечьте его всем необходимым для занятий: маленькому
художнику купите кисти, краски, карандаши, маленькому шахматисту – шахматы.
Если ребёнок поёт, разрешите ему слушать музыку и петь. Если предпочитает
активные игры и танцы – запишите его в кружок, больше гуляйте и играйте. Любит
наблюдать за природой – дайте ему горшок с землей, вырастите вместе горох,
фасоль или апельсиновое дерево и т.д.
2. Избегайте
диктата и навязывания своего видения и своей точки зрения. Дайте возможность
ребёнку делает так, как считает нужным: фиолетовое солнце и розовый слон –
отлично, ведь это его творчество, воображение. Считает, что в сказке не хватает
героев и сам их придумывает – прекрасно!
3. Исходя из
возможностей и возраста ребенка, позвольте ему самому спланировать свои
занятия, их интенсивность, периодичность и место проведения.
4. Дайте
возможность ребенку быть одному и заниматься тем, что он хочет. Чрезмерная
опека родителя может негативно влиять на развитие способностей, навязывая
постоянно свою помощь, вы можете нарушать личностные границы ребенка.
5. Ребёнок
имеет право идти своим собственным путём, проявлять инициативу. Критиковать
своего ребёнка, в случае, когда он, на ваш взгляд, делает что-то совсем не так,
не стоит. Ваша похвала и поощрение его за усилия что-то сделать самостоятельно
будет оказывать благоприятное влияние на развитие способностей.
6. Никогда не
сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Фразы на подобии: «А вот Паша…»
пользы ребенку не принесут. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим, и то,
только для того, чтобы видеть прогресс: «Посмотри – на прошлой неделе ты прыгнул
15 раз, а сегодня уже 20!
7. Прекрасный
стимул для развития ребенка – это иметь перед собой пример талантливой личности
в лице своего родителя. Творите! Развивайтесь вместе со своим ребенком!
Придумывайте кулинарные шедевры, пойте, танцуйте, пишите стихи. Когда вы внутренне
разрешаете себе самовыражаться, вы охотнее примите любые увлечения своего
ребенка.
8. Сохраняйте
моменты творчества в памяти. Создайте в своей семье собственные творческие
традиции, обязательно запечатлейте их. Фотографируйте рисунки и поделки,
снимайте на видео музыкальные, танцевальные, литературные
и театральные выступления. Все это даст заряд уверенности вашему ребенку.
Спустя время вам будет что вспомнить.
9. Обязательно
обращайте внимание на советы педагогов, которые обучают вашего ребенка, прислушивайтесь
к их рекомендациям. Посещайте занятия на регулярной основе и объясните важность
системных занятий ребёнку. Общим фактором развития любых способностей является
настойчивость. Если ребёнок упорен и настойчив в достижении цели, с большей
долей вероятности его способности разовьются в талант. Способность к обучению
очень часто проявляется именно в виде упорства в достижении цели. Будьте также
упорны, показывайте ребёнку пример своим поведением и объясняйте важность
настойчивости при занятиях.
10. Для
положительной динамики развития задачи на занятиях должны ставиться на
пределе возможностей ребёнка. Он должен напрягаться, тогда будет виден прогресс
и будет идти развитие.
11. Играйте с
ребенком в когнитивные игры – это полезно для развития всех видов способностей:
головоломки, лабиринты, кроссворды, соединение рисунков по точкам, шахматы. Придумывайте
рассказы по картинке или по нескольким картинкам.
Вот несколько
примеров развивающих игр.
«Повтори
ритм».
Взрослый выстукивает ритм, задача ребенка – повторить. Важно делать это с
применением тех же рук/ног или предметов, с помощью которых создавал ритм
взрослый.
«Найди,
что изменилось».
Существует множество вариантов этой игры. Суть одна – нужно заметить отличия в
том, что было после, от того, что было до.
Игра
«Муха».
На листе в клетку рисуем квадрат или куб 3*3 (*3), 4*4 (*4), 5*5 (*5) – в
зависимости от возраста вашего ребёнка. В центр помещается муха. Взрослый
проговаривает направления перемещения мухи. За каждый ход муха может
переместиться только на 1 клетку. Ребёнок следит глазами за направлением
перемещения мухи, и если муха «вылетает за пределы квадрата» (вылетает из
комнаты), ребёнок должен её «хлопнуть». Если ребёнок не успел её «хлопнуть» –
муха улетает на свободу.
«Найди
пару» («Мемо»).
Игра может проводиться в двух вариантах. Первый. Берутся карточки с картинками/словами
и переворачиваются рубашками вверх. Задача – переворачивая карточки попарно
найти совпадающую пару. Если пара не совпала, карточки вновь переворачиваются
вверх рубашками. Если совпала – игрок забирает карточки себе. Второй. Ребёнок
и взрослый кидают друг другу мячик и считают. Задача – не называть определённую
цифру и числа, её содержащие. Вместо этого нужно мяукнуть, хрюкнуть и пр. Можно
установить несколько “запретных” цифр или менять их по сигналу.
Игры
«Горячее и холодное», «Съедобное и несъедобное» – игры направлены на быстрый
анализ ситуации и принятие решений.
«Дорисуй
предмет» («На что это похоже») – отличная игра на развитие воображения и творческого
мышления. Взрослый рисует кружок, квадрат, кляксу, а задача ребёнка –
дорисовать, чтобы это стало похоже на какой-то существующий предмет.
«Угадай,
кто я»
– ребёнок и взрослый по очереди изображают кого-либо или что-либо, задача
второго игрока – угадать, что ему показывают.
«Назови
слова, относящиеся к ….»
(игра из серии – я знаю 5 имён мальчиков, девочек и т.п.). Задача игроков –
быстро назвать требуемое количество слов на заданную тему.
«Вы поедете на бал?» («Да и нет, не
говорите, чёрное с белым не берите») – интересная игра, направленная на
развитие воображения, внимания, развитие речи. Эту игру знают с детства все, но
от этого она не становится менее интересной.
Родители, Вы – те
самые волшебники для своих детей, у вас есть огромная супер-сила – родительская
любовь, которая лучше любой магии может подсказать, какой выбор будет лучшим
для вашего ребенка. Родительская любовь, Вера в своего ребенка, Принятие его
таким какой он есть – вот главные условия для развития талантов и способностей
ребенка!
Автор: Павлова В.Ю., педагог-психолог МБДОУ №4
Комментарии
Отправить комментарий