Есть дети, способности которых лежат на поверхности, они очевидны для всех: сотрудников образовательного учреждения, родителей, сверстников. Таких не много. Далеко не всегда способности ребенка открыты. Нередко их приходится «раскапывать», отыскивать. Необходимо изучать внутренний мир ребенка, его склонности, интересы, познавать возможности в разных видах деятельности.
А ведь, по сути,
каждый малыш имеет в себе задатки, отличающие его от остальных. Надо только
более внимательно присмотреться, создать более приемлемые условия. Причем, не используя ни каких специальных
приемов и методик, сложных технологий, помимо тех, которые под силу любому
родителю.
К большому сожалению, далеко не каждый человек
способен самостоятельно развивать и проявить свои способности. Поэтому очень
многое зависит от семьи, образовательного учреждения, социальной среды и
т.д.
Начать нужно с того, что поменять настрой в
себе, в личной педагогической тактике каждого родителя, построении семейного образовательного
процесса в целом.
В основу совместной
деятельности родителя и ребенка не вносится ничего принципиально нового. Вы
занимаетесь с ним, как и раньше, с разницей в том, что нужно стать более
внимательным. Инновацией будет система фиксирования выявленных задатков.
Всякий раз, как ребенок проявил себя, записываем
это в специальный альбом (тетрадь, блокнот и т.п.). Например, Вы, заметили, что малыш САМ выбрал
книгу для рассматривания. Пишем какую.
САМ предложил игру - записываем. Понаблюдайте его поведение в кругу
сверстников. Какая деятельность проходит дольше всего по времени. Что
получилось, так, что все заметили. Интересные высказывания. Какие передачи
привлекают. И так, начиная с самого раннего возраста.
Только
зафиксированные достижения помогут родителю вернуться на несколько лет назад
и вспомнить все предпочтения ребенка.
Прочитав их, вы увидите: менялись они
или нет. Может быть, они стали развиваться и укрепляться. Вам будет заметно, в
каких именно условиях ребенок проявил себя активнее всего.
Вообще, выявление
способностей в раннем возрасте – не всегда достаточно точное занятие,
гарантирующее 100% результат. Прежде всего, потому, что новые интересы ребенка и
его скрытые до поры до времени задатки могут проявиться только под действием
окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). И уже в ходе непрерывного
заполнения тетради наблюдений можно увидеть, какая именно деятельность наиболее
интересна для ребенка и получается у него лучше.
Большую
помощь в работе с детьми оказывает доступная и структурированная
информационная база сайта WWW.РОД21.РФ, специально
созданного в рамках реализации проекта.
Никто не знает ребенка
лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления
склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее
окружение (бабушек, дедушек и т.д.) с поступлением в дошкольную организацию
попросите педагогов информировать вас об успехах в саду. Вся собранная от них
информация также фиксируется в тетрадях наблюдений. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают
выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут
заметить только специалисты. И для
которых дома нет условий.
Только понаблюдав
внимательно за склонностями детей, взрослые могут дать толчок
развитию способностей, а значит увидеть в каждом ребенке будущего талантливого
и счастливого человека!
Зачастую
современный образ жизни родителей, загруженность работой, домашним хозяйством
не позволяет в нужной степени уделять время своим детям. Каждый родитель
мечтает вырастить успешного ребенка, который найдет свое место в жизни и
полностью реализует то, чем его наградила природа. Ведение родителями и членами семьи тетради наблюдений,
наглядная демонстрация достижений малыша, помогают разбудить в них желание не
останавливаться на первых достигнутых успехах.
Кроме того, в можно выделить специальную
страничку, где указываются предрасположенность самих родителей и членов их
семьи. Детские и юношеские награды, победы. Возвращение
в собственное детство, помогает другими глазами посмотреть на ребенка, учесть
его интерес и принять активную позицию в его дальнейшем развитии. Задатки могут передаваться по наследству.
Таким образом, наблюдение
за ребенком ведется в течение всего периода развития малыша. Его результаты
составляют «хронологию» развития ребенка, которую невозможно получить ни при
каком наборе тестов.
Родители, ведущие «летопись» развития малыша,
включающую все особенности его жизни, обладают ценным исследовательским материалом, и сохраняют все яркие и запоминающиеся события
развития на бумажном носителе, чтобы передать их потом в детский сад и школу
для преемственности системного развития ребенка.
Автор: Московцева Г.А., учитель-логопед МБДОУ №45
Комментарии
Отправить комментарий