Многие ошибочно
считают, что ребенок, который опережает своих сверстников по умственным
способностям, должен быть успешнее и более счастливее, чем другие дети, и учеба
будет даваться ему легче. На самом деле все обстоит совершенно по-другому. У
ребенка с ранним умственным развитием возникают свои психологические проблемы и
трудности в детском коллективе, в семье. Детей, которые опережают темп
развития, трудно учить и трудно воспитывать. Они чаще других детей бывают
нетерпеливыми и порывистыми, более остро реагируют на окружающее. Более
развитые дети являются так называемыми «возмутителями спокойствия» в детском
саду. Такие дети всеми силами пытаются полностью завладеть вниманием взрослых.
Конечно педагогам не нужно излишне им потакать. Но и не следует подавлять их.
Психологи считают, высокий уровень активности благоприятно влияет на интеллект
детей и наоборот, если ребенок вял, пассивен, безынициативен тормозится
умственный подъем. Даже небольшие ошибки одаренный ребенок ощущает как личную
трагедию и катастрофу. Он настолько сильно восприимчив, что чувствует не только
слова, но и интонацию. Любое слово им может восприниматься как критика в свой
адрес и может вызвать чувство вины, и ребенок начинает сильнее переживать,
чувствует себя отверженным, и это сильно занижает самооценку ребенка. Такие
дети особо болезненно реагируют на всякую несправедливость, пытаются их
исправить, вовлекая при этом окружающих, мечтая, чтобы всем было хорошо. И в то
же время одаренные дети неосознанно могут унижать тех, кто рядом, не понимая
того, сто другие дети воспринимают окружающее по-другому и не настолько
одарены, как они. Но главная проблем одаренного ребенка- общение его со
сверстниками, которых он намного опережает, как будто бы их отделяет пропасть и
эту преграду невозможно преодолеть.
Незаурядность
ребенка, порывистость, ершистость отталкивают от него сверстников, среди
которых почти нет друзей. И, ощущая себя отверженным среди детей, такой ребенок
может разочароваться в себе или находит способ приземленности своих талантов и,
чтобы привлечь внимание к себе, становится шутом и клоуном. И все же используя
такой способ привлечения внимания, ребенок воспринимает себя не самим собой и,
конечно же, этот образ начинает его угнетать. И опять ребенок – один среди
сверстников, как одиноко стоящее дерево. И снова он мечтает, чтобы рядом с ним
кто-то был. Некоторые одаренные дети, которым взрослые внушили, что они
исключительные, гениальные демонстративно могут ставить себя выше сверстников,
а они начинают его отвергать. Поэтому такие дети оказываются в своеобразной
изоляции и им не хватает общения с другими детьми, и им приходится иногда
восполнять его взаимодействием со взрослыми. Очень часто одаренному ребенку
мешает собственный перфекционизм, он старается сделать все идеально, ставит
перед собой высокие стандарты, тратит на это много времени и сил, у таких детей
наблюдается «синдром отличника». Такие дети часто заранее испытывают страх и
беспокойство по поводу еще несовершенных ошибок. Если же у него не получается
достигнуть максимальных результатов в своей работе, у него могут появиться
головные боли, расстройство питания и даже невроз. Одаренным детям характерно
опережающее развитие, то есть опережение сверстников по ряду психических
параметров, но при этом он может иметь средние способности по некоторым
предметам. Обычно такой ребенок отстает в физическом развитии. Часто заметна
большая разница между высоким интеллектом и деятельностью, при выполнении
которой необходимо хорошо владеть руками. Часто руки отстают от головы, и
поэтому сверстники, которые опережают ребенка в физическом развитии, у которых
хорошо развита тонкая моторика, могут насмехаться и грубо шутить над таким
ребенком. Родители одаренных детей перегибают палку, стараются выдавить
максимум из факта одаренности своего ребенка. Они стараются развить все
способности своего ребенка и довести каждую из них до совершенства. Уже в
дошкольном возрасте родители стараются вести обучение своего ребенка по всем
сферам деятельности: это и обучение языкам, занятия музыкой, изобразительным
искусством, спортом. У перегруженных занятиями малышей совсем не остается
свободного времени для игр, полноценного отдыха, что не может считаться нормальным
с психологической точки зрения. Чрезмерные амбиции взрослых, которые ждут от
своих детей только высокие результаты, иногда приводят к отрицательному
результату, малыш может отказаться заниматься чем-либо еще помимо игры. Таким
образом, одаренность полезна для общества, но только не для самого ребенка и
его близких, так как приносит массу проблем. Растить одаренного ребенка большой
труд и большая ответственность. Очень важно для ребенка чтобы родители его
хвалили, поддерживали, помогали сохранить интерес к занятиям. Нужно объяснить,
что спокойное отношение к собственным талантам поможет наладить отношения со
сверстниками. От взрослых зависит дальнейшее развитие и преумножение талантов
ребенка, а также сохранение его индивидуальности. Они в ответе за поддержку его
психического здоровья, формирование нормальных отношений с миром и людьми,
населяющими его.
Автор: Сарандаева С.Н., педагог-психолог МБДОУ № 18
Комментарии
Отправить комментарий