Одаренный ребенок. Проблемы и трудности.

 

Детская одаренность – одно из самых уникальных и интересных явлений человеческой психики. Возможно, поэтому само упоминание о ней вызывает чувство тревоги, внутреннего напряжения у многих педагогов и родителей.

Многие ошибочно считают, что ребенок, который опережает своих сверстников по умственным способностям, должен быть успешнее и более счастливее, чем другие дети, и учеба будет даваться ему легче. На самом деле все обстоит совершенно по-другому. У ребенка с ранним умственным развитием возникают свои психологические проблемы и трудности в детском коллективе, в семье. Детей, которые опережают темп развития, трудно учить и трудно воспитывать. Они чаще других детей бывают нетерпеливыми и порывистыми, более остро реагируют на окружающее. Более развитые дети являются так называемыми «возмутителями спокойствия» в детском саду. Такие дети всеми силами пытаются полностью завладеть вниманием взрослых. Конечно педагогам не нужно излишне им потакать. Но и не следует подавлять их. Психологи считают, высокий уровень активности благоприятно влияет на интеллект детей и наоборот, если ребенок вял, пассивен, безынициативен тормозится умственный подъем. Даже небольшие ошибки одаренный ребенок ощущает как личную трагедию и катастрофу. Он настолько сильно восприимчив, что чувствует не только слова, но и интонацию. Любое слово им может восприниматься как критика в свой адрес и может вызвать чувство вины, и ребенок начинает сильнее переживать, чувствует себя отверженным, и это сильно занижает самооценку ребенка. Такие дети особо болезненно реагируют на всякую несправедливость, пытаются их исправить, вовлекая при этом окружающих, мечтая, чтобы всем было хорошо. И в то же время одаренные дети неосознанно могут унижать тех, кто рядом, не понимая того, сто другие дети воспринимают окружающее по-другому и не настолько одарены, как они. Но главная проблем одаренного ребенка- общение его со сверстниками, которых он намного опережает, как будто бы их отделяет пропасть и эту преграду невозможно преодолеть.

Незаурядность ребенка, порывистость, ершистость отталкивают от него сверстников, среди которых почти нет друзей. И, ощущая себя отверженным среди детей, такой ребенок может разочароваться в себе или находит способ приземленности своих талантов и, чтобы привлечь внимание к себе, становится шутом и клоуном. И все же используя такой способ привлечения внимания, ребенок воспринимает себя не самим собой и, конечно же, этот образ начинает его угнетать. И опять ребенок – один среди сверстников, как одиноко стоящее дерево. И снова он мечтает, чтобы рядом с ним кто-то был. Некоторые одаренные дети, которым взрослые внушили, что они исключительные, гениальные демонстративно могут ставить себя выше сверстников, а они начинают его отвергать. Поэтому такие дети оказываются в своеобразной изоляции и им не хватает общения с другими детьми, и им приходится иногда восполнять его взаимодействием со взрослыми. Очень часто одаренному ребенку мешает собственный перфекционизм, он старается сделать все идеально, ставит перед собой высокие стандарты, тратит на это много времени и сил, у таких детей наблюдается «синдром отличника». Такие дети часто заранее испытывают страх и беспокойство по поводу еще несовершенных ошибок. Если же у него не получается достигнуть максимальных результатов в своей работе, у него могут появиться головные боли, расстройство питания и даже невроз. Одаренным детям характерно опережающее развитие, то есть опережение сверстников по ряду психических параметров, но при этом он может иметь средние способности по некоторым предметам. Обычно такой ребенок отстает в физическом развитии. Часто заметна большая разница между высоким интеллектом и деятельностью, при выполнении которой необходимо хорошо владеть руками. Часто руки отстают от головы, и поэтому сверстники, которые опережают ребенка в физическом развитии, у которых хорошо развита тонкая моторика, могут насмехаться и грубо шутить над таким ребенком. Родители одаренных детей перегибают палку, стараются выдавить максимум из факта одаренности своего ребенка. Они стараются развить все способности своего ребенка и довести каждую из них до совершенства. Уже в дошкольном возрасте родители стараются вести обучение своего ребенка по всем сферам деятельности: это и обучение языкам, занятия музыкой, изобразительным искусством, спортом. У перегруженных занятиями малышей совсем не остается свободного времени для игр, полноценного отдыха, что не может считаться нормальным с психологической точки зрения. Чрезмерные амбиции взрослых, которые ждут от своих детей только высокие результаты, иногда приводят к отрицательному результату, малыш может отказаться заниматься чем-либо еще помимо игры. Таким образом, одаренность полезна для общества, но только не для самого ребенка и его близких, так как приносит массу проблем. Растить одаренного ребенка большой труд и большая ответственность. Очень важно для ребенка чтобы родители его хвалили, поддерживали, помогали сохранить интерес к занятиям. Нужно объяснить, что спокойное отношение к собственным талантам поможет наладить отношения со сверстниками. От взрослых зависит дальнейшее развитие и преумножение талантов ребенка, а также сохранение его индивидуальности. Они в ответе за поддержку его психического здоровья, формирование нормальных отношений с миром и людьми, населяющими его.

 

Автор: Сарандаева С.Н., педагог-психолог МБДОУ № 18

Комментарии