Воспитывать без ревности: возможно ли это?

Рождение нового члена семьи – это всегда радость и безусловная любовь к нему. Но для всех ли членов семьи это событие одинаково радостное?

Через какое-то время мамы и папы с грустью замечают, что старшие детки  изменились в поведении, в настроении, в отношении к родителям и другим некогда значимым факторам.

И сейчас любимый старший сын или дочка огрызается, часто плачет,  отказывается от привычных дел?

Нередко детская ревность, если не решить эту проблему вовремя, остается с ними на всю их жизнь, и может подпортить отношения уже взрослых братьев и сестер.

Поэтому игнорировать такое состояние детей нельзя ни в коем случае.

Что же предпринять неравнодушным к эмоциональному состоянию детей родителям?

1.                    Если старший ребенок  испытывает ревность к только что родившемуся малышу,  основные причины этого:

- страх потерять любовь родителей;

- страх остаться незамеченным;

- страх остаться без родителей.

И ребенок действительно думает, что  это случится! Ведь у него еще нет жизненного опыта, и он не в состоянии предвидеть последствия случившегося события. И именно это вызывает его страх, и страх вполне реальный. И самым неудачным решением этой проблемы будет отправить его к бабушке, к примеру, либо игнорирование его состояния, или даже наказание за его чувства.

А ведь старший ребенок заслуживает именно сейчас большей любви и внимания, большего вашего тепла и отзывчивости. И хорошей новостью является то, что такой подход заложен в самой природе: новорожденный еще несколько месяцев будет требовать, в основном, вашей заботы, которая и заменит ему ваше внимание. А все остальное вы со спокойной душой подарите старшенькому! И, да, остальным членам семьи необходимо знать о ваших расставленных сейчас приоритетах. Пусть папа  погуляет с малышом, а мама займется интересным занятием со старшим. Или бабушка уложит маленького спать, а папа, не нарушая вечернего ритуала, поиграет со старшим в их любимую игру.

Старший малыш должен насытиться вашей любовью и ваша любовь должна стать для него постоянной, не зависящей от обстоятельств. И только теперь начинается второй этап эмоционального воспитания: необходимо дать понять ребенку, что любить вы можете и других, и это не отразится на  вашем отношении к нему. 

Как это сделать?

Обращать внимание ребенка на его ближайшее окружение: бабушек, дедушек, друзей, педагогов. На их хорошие качества, на причины, по которым вы их любите, учить ребенка находить и в других людях те качества, которые вызывают вашу симпатию, доступным для ребенка способом.

2.                    Если подросший младший ревнует к старшему, и наоборот.

Нередко ревность остается у детей в дошкольном и школьном возрасте. Дети ревностно следят за количеством времени, уделенному другому, за количеством похвал и т.д. Обусловлено это тем, что подросшие братья и сестры вступают в пору  активного социального развития, где любовь чаще измеряется достижениями, соревнованиями, и детям, кроме любви, становится необходимым признание. В такой ситуации родителям приходится действовать меж двух огней, стараясь не обидеть  ни того, ни другого. И здесь на помощь придут такие проверенные методы:

- Не говорить детям, что вы любите их одинаково – их это уже не устраивает, они хотят видеть в ваших словах отражение своей индивидуальности, и поэтому лучшим решением будет поощрять каждого за его сильные качества и проявленные действия. Да, это потребует большей вашей внимательности и фантазии, но это того стоит.

- Всегда обращать внимание каждого из детей к успехам другого. Пусть на первых порах это будет им не очень приятно, но со временем ребенок поймет, что в этой деятельности есть справедливость. И он получает признание от самых близких для него людей именно тогда, когда заслуживает.

Но! Важно помнить, что признание должно быть заслуженным, а любовь родителей не должна зависеть от заслуг, любовь не нуждается в соревновании. Она просто есть, и выдается каждому при потребности. В чем она выражается?

В сочувствии, в активной, а, может, молчаливой поддержке, в разделении радости, в участии в значимом для ребенка событии, в незаметном присутствии, в заинтересованности жизнью ребенка, в справедливом разборе ситуации…

Иными словами, любовь выражается в том непередаваемом ощущении для ребенка, что маме и папе хочется быть с ним, он им нравится, и родителям приятно быть рядом.

А каждый родитель допишет этот список самостоятельно.

 

Автор: Павлова У.В., педагог-психолог МБДОУ №1

Комментарии