Очень часто родители задаются вопросом, с какого возраста надо начинать учить детей дружить? Ответ очевиден. С самого раннего детства!
Первое
знакомство ребенка со сверстниками происходит еще до садика на детской
площадке. Понятно, это еще не дружба, а простое взаимодействие. Но уже в
дошкольном учреждении дети находят друзей и между ними могут возникнуть первые
конфликты. Родителям не следует вмешиваться в детский конфликт и пытаться самим
урегулировать его. Поступая так, родитель лишает ребенка возможности обрести
свой собственный жизненный опыт. Что можно сделать? Родитель может поговорить
со своим ребенком, не обсуждая личность другого, провести беседу об отношениях,
которые сложились между детьми, о ситуации, которая между ними возникла.
Маленькие
дети большие эгоисты – живут по принципу «Хочу и буду» и делиться своими вещами,
игрушками они не желают. Но постепенно с возрастом ребенок понимает, что такой
подход к жизни не самый удачный и меняет свою линию поведения. В противном
случае ребенок понимает, что рискует остаться совсем без друзей.
На
самом деле бывают разные ситуации, когда ребёнок остается без друзей на
какой-то незначительный период времени: у него много уроков или дополнительных занятий,
либо произошла какая-то стрессовая ситуация (ссора, переезд, болезнь и т.д.) В
данной ситуации - это нормально. Но бывают ситуации, когда у ребёнка очень долго
(больше года) нет друзей, и он не может найти их самостоятельно. Несомненно, многих
любящих родителей это расстраивает и в этот момент, конечно, стоит задуматься
как помочь ребенку обрести друзей. Так как отсутствие друзей из близкого круга
общения делает ребенка уязвимым, особенно в школьном возрасте, то он понимает,
что с ним может произойти что-то неприятное и за него никто не заступится.
Проблема
в том, что дружеские отношения между детьми могут принимать разные формы. Если
вы видите, что в компании вашего ребёнка дети часто ссорятся, пытаются
перетянуть на себя «одеяло», не идут навстречу друг другу в мелочах, помогите
им найти правильный подход к дружбе. Родители на своем собственном опыте могут
показать пример правильных дружеских отношений: позвонить другу, попросить
выручить его или предложить свою помощь. Ребенок при этом находится рядом,
видит и считывает ваше поведение, эмоциональное состояние, понимает, что
взрослые не ссорятся, а спокойно разговаривают, что они находятся во взаимном
уважении друг к другу и это нормально. Возможно тогда ребенку захочется иметь
свой собственный круг общения, в котором ему будет интересно и комфортно.
В
подростковом периоде в компании детей обычно уже чётко обозначается лидер, вокруг
него собираются несколько человек и как правило один ребёнок из этой компании
занимает позицию не просто ведомого, а практически зависимого от лидера. Кажется, что он не имеет собственного мнения и
готов совершать любые поступки, лишь бы остаться в этой компании. Если вы
заметили, что именно ваш подросток оказался в такой ситуации, то ему необходимо
помочь.
По мнению психологов, этим детям, возможно, не
хватает уверенности, настойчивости, у них низкая самооценка. В этот момент родителям
очень важно помочь ребёнку, показать и доказать, что «У тебя всё получится», «Ты
классный», «Я уверен в тебе». Эта поддержка со стороны семьи будет формировать
самооценку здорового ребенка, и он вряд ли будет зависеть от чужого мнения.
Не
забывайте делиться собственным опытом в общении с детьми, рассказывать им о
своих друзьях и приятелях, и не забывайте правильно расставлять приоритеты.
Автор: Дунаева Н.А., педагог-психолог МБДОУ №16
Комментарии
Отправить комментарий