Самые главные и
важные слова «Я сам!» человек начинает говорить примерно в трехлетнем возрасте.
После этих слов можно считать, что ребенок открыл себя как отдельную личность,
как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Он
начинает осознавать, что у него есть воля и ею необходимо пользоваться. Он
стремится к самостоятельности, предпринимает попытки противопоставлению своих
желаний желаниям взрослых. Ребенок чувствует, что способен изменить мир
предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими
действиями и своим воображением. Ощущая свое могущество, растущее чувство
независимости, ребенок начинает более непосредственно восставать против
ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение. Этот
период психологи называют кризисом 3 лет.
В этом возрасте
многие родители начинают утверждать, что не узнают своего ребенка. Взрослые
жалуются, что малыш вдруг стал очень капризным и непослушным. И если родитель в
этом случае будет стараться во что бы то ни стало сохранить авторитарный тип
взаимоотношений, не будет замечать у ребенка стремления к самостоятельности,
будет сдерживать инициативу ребенка, то большая вероятность того, что этот период
будет протекать остро со всеми неприятными видами поведения – непослушание,
упрямство, строптивость, своеволие, ревность со стороны ребенка.
В такой
непростой период жизни ребенка – помощь необходима как малышу, так и родителям.
Приведу
несколько простых игр, которые смогут отвлечь ребенка от негативных проявлений
и создать радостное настроение:
1. Игра «Найди
игрушку» – предложите поиграть в прятки с игрушкой. Ребенок закрывает глаза, а
взрослый прячет игрушку не далеко от него, чтобы он смог легко найти. Потом
можно поменяться местами, ребенок прячется, а игрушка ищет его. Такая игра
поможет малышу направить внимание на конкретное действие – поиск и успокоиться.
2.Игра
«Непослушные подушки». Скажите ребенку, что в комнате появились непослушные подушки,
с которыми можно весело поиграть – подкидывать их, перекладывать, прыгать с
ними.
3.Игра «Прогони
капризулю». Можно сказать, что на стул забрался капризуля и нужно его прогнать.
Пусть ребенок постучит по стулу руками, пластиковой бутылкой и выплеснет свои
негативные эмоции.
4. Игра «Покажи
рожицу». Постройте с ребенком разные рожицы друг другу, покажите разные эмоции –
и радость, и грусть, плачь, смех и т. д.
5. Очень хорошо
успокаивает ребенка занятие творчеством – рисование и лепка. Можно просто дать
ему бумагу и предложить рвать ее и приклеивать части друг на друга. А потом
обсудить вместе, на что напоминает получившаяся аппликация. Рисование и лепка
помогают развивать усидчивость, фантазию. В рисунках можно разглядеть
настроение ребенка, что происходит в его душе – радостно ему или тревожно.
Конечно, к
каждому ребенку нужен индивидуальный подход. А самое важное, что необходимо
сделать родителю это – увидеть личность в своем ребенке и помочь ему
развиваться.
Как вести себя с
ребенком в кризис 3 лет?
1.Просто любить
его и говорить ему об этом, даже если ребенок сделал или сказал что-то
неприятное вам.
2.Сохранять
спокойствие. Чем больше ругани и раздражения в сторону поведения ребенка, тем
больше отвратительнее он будет себя вести.
3.Давать право
выбора ребенку. Ребенок всегда спокойно реагирует на все, когда с его мнением
считаются, спрашивают, что он хочет есть, на какую площадку пойти гулять, какой
мультфильм посмотреть.
4.Поощрять
самостоятельность ребенка. Если ребенок сказал, что сделает сам, не нужно его
контролировать и высказывать своё недовольство, если он сделал неправильно.
Чтобы избежать капризов, можно спросить у него: «Ты сделаешь это сам или тебе
нужна помощь?»
5.Анализировать
ситуацию. После каждой неприятной ситуации обсудите с ребенком его поведение,
пусть он расскажет, что его огорчило, что он хочет на самом деле. А вы
расскажите, что вас расстроило в его поведении и вместе подумайте, что можно
сделать, чтобы этой ситуации больше не было.
Главная задача
родителя в кризис 3 лет - помочь пережить ребенку этот сложный период как можно
спокойнее. Поэтому ищите во всем положительные стороны и делайте акцент на них.
Ведь все эти возрастные проявления ребенка помогут ему в дальнейшем стать
успешным, целеустремленным, настойчивым и уверенным в себе человеком.
Автор: Кузнецова А.В., воспитатель МБДОУ №7.
Комментарии
Отправить комментарий