В 3 года многие родители сталкиваются с так называемым кризисом 3 лет. Многие отмечают большие изменения в характере ребенка. Давайте разбираться с чем это связано. Как же так вышло, что тихий малыш стал хулиганом и капризулей?
В 3 года ребенок
начинает самостоятельно принимать решения и в силу возраста не всегда
правильные или которые не совсем совпадают с планами взрослого. У ребенка
начинаются приступы «Я сам». Нередко можно услышать истерику, типа «Я хотел
пойти туда/выбрать другую дорогу/играть на другой площадке», именно от малышей
3-летнего возраста. Также он приступает к выполнению всех действий назло и
наоборот.
Многие родители начинают искать пути решения сложившейся ситуации. Многие прибегают к модели поведения «игнорировать» или соглашается с «требованиями», а еще один из популярных методов – это «заставить» сделать так, как хочет взрослый. Как мне кажется все эти методы не дадут желаемый результат.
Что же делать в
случае начала истерики?
Первое провело –
ребенок руководится эмоциями, а не разумом. Дети часто устраивают истерики по
причине невозможности сдержать эмоции. Они сразу переходят на крики и яро
выражают свои эмоции. Вы же часто замечали, как дети радуются и громко кричат?
В случае если ребенок выражает отрицательные эмоции, родитель должен держать
себя в руках быть максимально сдержанным и по возможности говорить тихо, четко
и аргументировано. Например, ребенок хочет идти в парк, но Вам нужно идти
домой:
- сядьте на
уровень ребенка и четко объяснить, что сегодня вы не можете пойти в парк. Дома
ждет папа и он хочет кушать, а еще там кукла Маша (любимая игрушка ребенка)
ждет, когда Лера с ней поиграет.
- если
необходимо повторите аргументы.
- не берите
ребенка за руку. Он воспринимает этот жест как угрозу ограничения его свободы и
чаще всего начинает убегать или еще больше сопротивляется.
- предложите
заменить поход в парк на 5 минутную игру возле дома или активную игру по дороге
домой.
- обговаривайте
заранее маршрут прогулки и сообщайте ребенку, что идете гулять только на
площадку.
- говорите за
ранее ребенку, что скоро домой и у него есть еще 10 минут на игры.
- если истерика только
нарастает, дайте ребенку выплеснуть эмоции, нравоучения оставьте на потом.
В 3 года дети
активные и эмоционально вспыльчивы. Помогайте детям выплеснуть эти эмоции. Если
у ребенка уже началась истерика, и он плачет, дайте ему время поплакать и
обязательно пожалейте его искренне, покажите, что сопереживаете его чувствам и понимаете,
как ему тяжело.
Делайте раз деть разгрузку эмоций, давайте ребенку возможность бегать, прыгать, кричать, шуметь и так далее. Все эти действия помогут ребенку выплеснуть излишки эмоций, и эмоциональных всплесков будет меньше. Детям сложно как взрослым сидеть и думать о великих делах.
«Я сам» еще один
повод для истерики. Самостоятельность — это конечно хорошо, но иногда так
бывает, что Вы даже не знали о желании ребенка сделать действие самостоятельно.
Как же быть? Спрашивайте у ребенка, хочет ли он сделать это сам. Предлагайте
ребенку сделать действие самому – и это уменьшит количество конфликтов, а со
временем и вовсе они прекратятся.
Говорите с
ребенком как можно чаще и на любые темы. Дайте понять ребенку, что его слышат и
слушают. Часто дети криком добиваются внимания и не могут по-другому добиться
желаемого, они не знают, как. Разговоры помогают ребенку быть уверенным, что и
словом можно получить желаемое.
Еще одно правило,
которое стоит ввести в обиход – это запреты не рушимы. Если Вы говорите «нет»
это значит «нет». Дети великолепные психологи и эмпаты, они знают, что нужно
только надавить в нужном месте, и Вы сдадитесь. Отказ должен быть четкий и
аргументированный, дайте ребенку альтернативу его желанию или сообщите, когда
Вы сможете его осуществить. Полный отказ в просьбе ребенка без объяснений это
плохая идея. Например, ребенок постоянно сует руки в дверь. Проведите
эксперимент, возьмите карандаш и покажите на его примере, что может сучится с
пальцем если так делать. Такие показательные эксперименты будут действовать
лучше любых слов.
В 3 года
родители все еще видят перед собой кроху, которая не
может и не знает не чего, а ребенок уже видит себя взрослым и самым умным.
Мнения расходятся и нужно искать компромисс, в таких ситуациях кто-то должен
быть мудрее и хитрее. К сожалению, нет настольной энциклопедии, в которой четко
написано, как воспитать ребенка и найти с ним общий язык, но у Вас есть
жизненный опыт и неисчерпаемый запас любви.
Автор: Кочеткова О.В., воспитатель МБДОУ №7.
Комментарии
Отправить комментарий