В наше время, часто распространенной проблемой является детская ложь. Многие родители с этой проблемой обращаются на консультацию к специалистам или просят совета у знакомых. В зависимости от причин, которые вызвали ложь у ребенка необходимо выстраивать стратегию поведения, корректирующую такое поведение.
Детская ложь
никогда не возникает на пустом месте, как и любое другое явление в семье. Она
всегда является следствием недопонимания, недосказанности и дисгармонии в
семейных отношениях. Если не выяснять, не думать о причинах, и не разбираться с
каждым отдельным случаем лжи, то проблему решить не удастся. Тогда ложь
приобретёт новые формы, станет более продуманной и изощрённой. И если до 10 лет родители легко вычисляют,
когда ребёнок врёт, то после 12 лет с этим всё сложнее. Ведь с ростом ребёнка
растёт его интеллект.
Если у вас есть желание воспитывать своего малыша честным человеком, тогда нужно быть готовыми слышать и праву, даже если на будет горькой и вам не по душе. Ваша реакция на правдивую информацию поможет разобраться, действительно ли честность – это самый лучший способ общения.
Основные причины
детской лжи:
- Избежать
неприятностей. Это могут быть наказания, мероприятия, где дети не хотят
присутствовать или же общений, в котором не хотят участвовать.
- Получение
желаемого. В этой ситуации ложь становиться способом достижения цели,
(например, когда было поставлено условие «пойдешь гулять после того, как
выучишь уроки»).
- Выставить
себя в более выгодном свете, приукрасить собственную личность. Это позиционирование
себя, как человека, у которого нет недостатков, (возможно хвастовство
талантами, которыми не обладает ребёнок). Это самая распространенная причины не
только детской лжи, но и вообще лжи в целом. Взрослые врут осознанно и
целенаправленно по тем же самым причинам.
Однако ложь,
которая является особенностью формирования психических процессов и не имеет
корыстной цели, очень характерна для детского возраста. Ложь в раннем возрасте
может быть обусловлена следующими моментами:
Проверка новой
модели поведения. Когда ребёнок узнаёт о
том, что существует ложь у него появляется необходимость протестировать такое
поведение. Прибегая ко лжи, дети проверяют, насколько этот способ эффективен,
удобен, и какие результаты он принесёт.
Одного раза
недостаточно, т.к. необходимо определить, от чего спасет ложь, какие
преимущества даст, в каких ситуациях и с какими людьми.
Дети с
гиперактивностью и с синдромом дефицита внимания могут врать непреднамеренно,
потому что их речевая функция работает быстрее, чем мыслительный анализ
сказанного. Ложь таких детей связана с импульсивностью, а не с чертой характера
или желанием что-то скрыть.
Ложь, может
воспитываться родителями. Это часто бывает, когда родители просят говорить
ребенка неправду, чтобы не доставлять беспокойства другим людям, не усугублять
тяжелые ситуации или.
В определенном
возрасте способность различать фантазию и реальность практически отсутствует.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто выдают желаемое за
действительное, и верят, что фантазии превратятся в реальность, а озвученные
желания сбудутся. Этот тип лжи можно оценивать, как проявление истинных желаний
ребенка. Даже если он утверждает, что чего-то не совершал, то это говорит о
том, что он хочет, чтобы такого действия не было и пытается словами изменить
реальность.
Повышение
самооценки и получение одобрения окружающих является очень важным моментом для
детей. Поэтому они придумывают о себе различные положительные факты только для
того, чтобы получить похвалу или выглядеть лучше. Как только ребенок получит
должное внимание и достаточной заботы, то такая ложь исчезает.
Своеобразным
защитным механизмом психики является -конструирование реальности. Это когда выдуманный мир преподносится как
реальный. Зачастую эту ложь можно встретить у детей, которые попали в трудную
жизненную ситуацию (в семье есть побои, оскорбления, насилие и высокий уровень
токсичности или детей, которые растут в сложных условиях интерната).
Все проблемы
детской лжи необходимо решать корректно. Надо отталкиваться от того, что
послужило основной причиной. В некоторых ситуациях рекомендуется обратиться на
консультацию к специалистам, иногда изменить методы и подходы в воспитании, или
достаточно подождать, пока ребенок пройдет стадию знакомства с новым вариантом
поведения.
Что нельзя делать,
если ребенок лжет
Если рассказы
ребёнка звучат как небылицы, или вы поймали ребенка на лжи - такая реакция
может привести к тому, что ребенок замкнётся, совсем перестанет доверять,
начнет еще больше врать. Чтобы такого не произошло, надо выбрать правильную
тактику и избегать некоторых распространенных вариантов поведения:
Не нужно задавать
большое количество наводящих вопросов, если вы и так знает правду, тем самым
загоните ребенка в угол. Чем больше будите на него давить, вероятнее всего он
будет еще больше врать, чтобы избежать наказания. В этом случае рекомендуется
прямо заявить, что о лжи известно, и открыто обсудить вопрос.
Не нужно говорить
ребёнку о том, что доверие окончательно разрушено называть его лжецом или
вруном. Это может привести к тому, что дети перестанут делиться проблемами,
даже что-либо рассказывать родителям. Всегда следует обсуждать только один
поступок и говорить о том, что негативным является ложь, а не ребенок.
Не наказывайте
ребёнка за ложь, сначала подумайте, почему он это сделал.
В ситуации, когда
не можете самостоятельно выяснить причины лжи, сначала лучше обратиться за консультацией
к специалисту и только потом планировать систему воспитания и наказаний, и
разговор с ребенком.
Автор: Барягина Е.А., воспитатель МБДОУ №50
Комментарии
Отправить комментарий