Детская ложь

 В наше время, часто распространенной проблемой является детская ложь. Многие родители с этой проблемой обращаются на консультацию к специалистам или просят совета у знакомых. В зависимости от причин, которые вызвали ложь у ребенка необходимо выстраивать стратегию поведения, корректирующую такое поведение.

Детская ложь никогда не возникает на пустом месте, как и любое другое явление в семье. Она всегда является следствием недопонимания, недосказанности и дисгармонии в семейных отношениях. Если не выяснять, не думать о причинах, и не разбираться с каждым отдельным случаем лжи, то проблему решить не удастся. Тогда ложь приобретёт новые формы, станет более продуманной и изощрённой.  И если до 10 лет родители легко вычисляют, когда ребёнок врёт, то после 12 лет с этим всё сложнее. Ведь с ростом ребёнка растёт его интеллект.

Если у вас есть желание воспитывать своего малыша честным человеком, тогда нужно быть готовыми слышать и праву, даже если на будет горькой и вам не по душе. Ваша реакция на правдивую информацию поможет разобраться, действительно ли честность – это самый лучший способ общения.

Основные причины детской лжи:

- Избежать неприятностей. Это могут быть наказания, мероприятия, где дети не хотят присутствовать или же общений, в котором не хотят участвовать.

- Получение желаемого. В этой ситуации ложь становиться способом достижения цели, (например, когда было поставлено условие «пойдешь гулять после того, как выучишь уроки»).

 - Выставить себя в более выгодном свете, приукрасить собственную личность. Это позиционирование себя, как человека, у которого нет недостатков, (возможно хвастовство талантами, которыми не обладает ребёнок). Это самая распространенная причины не только детской лжи, но и вообще лжи в целом. Взрослые врут осознанно и целенаправленно по тем же самым причинам.

Однако ложь, которая является особенностью формирования психических процессов и не имеет корыстной цели, очень характерна для детского возраста. Ложь в раннем возрасте может быть обусловлена следующими моментами:

Проверка новой модели поведения.  Когда ребёнок узнаёт о том, что существует ложь у него появляется необходимость протестировать такое поведение. Прибегая ко лжи, дети проверяют, насколько этот способ эффективен, удобен, и какие результаты он принесёт.

Одного раза недостаточно, т.к. необходимо определить, от чего спасет ложь, какие преимущества даст, в каких ситуациях и с какими людьми.

Дети с гиперактивностью и с синдромом дефицита внимания могут врать непреднамеренно, потому что их речевая функция работает быстрее, чем мыслительный анализ сказанного. Ложь таких детей связана с импульсивностью, а не с чертой характера или желанием что-то скрыть.

Ложь, может воспитываться родителями. Это часто бывает, когда родители просят говорить ребенка неправду, чтобы не доставлять беспокойства другим людям, не усугублять тяжелые ситуации или.

В определенном возрасте способность различать фантазию и реальность практически отсутствует. Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто выдают желаемое за действительное, и верят, что фантазии превратятся в реальность, а озвученные желания сбудутся. Этот тип лжи можно оценивать, как проявление истинных желаний ребенка. Даже если он утверждает, что чего-то не совершал, то это говорит о том, что он хочет, чтобы такого действия не было и пытается словами изменить реальность.

Повышение самооценки и получение одобрения окружающих является очень важным моментом для детей. Поэтому они придумывают о себе различные положительные факты только для того, чтобы получить похвалу или выглядеть лучше. Как только ребенок получит должное внимание и достаточной заботы, то такая ложь исчезает.

Своеобразным защитным механизмом психики является -конструирование реальности.  Это когда выдуманный мир преподносится как реальный. Зачастую эту ложь можно встретить у детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию (в семье есть побои, оскорбления, насилие и высокий уровень токсичности или детей, которые растут в сложных условиях интерната).

Все проблемы детской лжи необходимо решать корректно. Надо отталкиваться от того, что послужило основной причиной. В некоторых ситуациях рекомендуется обратиться на консультацию к специалистам, иногда изменить методы и подходы в воспитании, или достаточно подождать, пока ребенок пройдет стадию знакомства с новым вариантом поведения.

Что нельзя делать, если ребенок лжет

Если рассказы ребёнка звучат как небылицы, или вы поймали ребенка на лжи - такая реакция может привести к тому, что ребенок замкнётся, совсем перестанет доверять, начнет еще больше врать. Чтобы такого не произошло, надо выбрать правильную тактику и избегать некоторых распространенных вариантов поведения:

Не нужно задавать большое количество наводящих вопросов, если вы и так знает правду, тем самым загоните ребенка в угол. Чем больше будите на него давить, вероятнее всего он будет еще больше врать, чтобы избежать наказания. В этом случае рекомендуется прямо заявить, что о лжи известно, и открыто обсудить вопрос.

Не нужно говорить ребёнку о том, что доверие окончательно разрушено называть его лжецом или вруном. Это может привести к тому, что дети перестанут делиться проблемами, даже что-либо рассказывать родителям. Всегда следует обсуждать только один поступок и говорить о том, что негативным является ложь, а не ребенок.

Не наказывайте ребёнка за ложь, сначала подумайте, почему он это сделал.

В ситуации, когда не можете самостоятельно выяснить причины лжи, сначала лучше обратиться за консультацией к специалисту и только потом планировать систему воспитания и наказаний, и разговор с ребенком.

 

Автор: Барягина Е.А., воспитатель МБДОУ №50

Комментарии