Как говорится: «Каждому овощу своё время».

Заядлые огородники знают, что каждый овощ, нужно сажать в определённые сроки. Высадить раньше положенного – заморозки побьют, позже – не успеет созреть. Словом, всему своё время. Есть события, торопить которые никак нельзя. Они идут своим чередом, и любая попытка ускорить их обречена на провал.

Фактор времени необходимо учитывать, когда мы требуем от ребенка выполнения той или иной задачи. Желание обучить ребёнка всему пораньше, похоже на желание садовода в условиях средней полосы России посадить в феврале картошку в открытый грунт, с целью первым собрать урожай в июне.

Вот что говорится в последних исследованиях: мозг не имеет однородной массы нейронов. Эта сложная система, состоящая из многочисленных подсистем. Они развиваются в определенных последовательностях: от подкорковых и стволовых образований до коры, от задних отделов мозга до передних, от правого полушария к левому.

В первую очередь формируются отделы, отвечающие за чувства, движения, эмоции, восприятие пространства, которые обеспечивают энергией память, внимание, мышление.

И только потом отделы, которые отвечают за сложную функцию контроля: речь, умение читать, письмо.

Когда мы заставляем трехлетнего ребенка читать, мы загружаем еще не созревшие отделы. Это не только бессмысленно, но и вредно.

Ребенок в раннем дошкольном возрасте, который занимается развивающими занятиями по обучению чтению, письму, счету, попадает в ситуацию, когда вынужден осуществлять деятельность в «безмотивационной» среде. Трудно не согласиться с тем, что годовалый ребенок вряд-ли заинтересован в том, чтобы прочитать книжку самостоятельно.

Сложно представить, как двухлетний ребенок меняет копание в песке и игру с мячом, на обведение букв в прописях или складывание счетных палочек. Продуктивная деятельность ребенка в этом случае поддерживается посредством близкого внешнего мотива: похвала родителей, педагога или соревновательный мотив. Эти неглубокие, внешние мотивы, «чуждая» возрасту программа деятельности заменяют собой любопытство, жажду открытий, самостоятельную познавательную активность, когда ребенок учит буквы потому, что хочет прочитать книжку или начинает рисовать закорючки потому, что хочет поскорее учиться в школе. По сути, выполняется парадоксальная задача в онтогенезе: сначала работа, а затем мотив. Ребенок самостоятельно не может программировать, управлять и организовать свою деятельность в условиях решения задач, адекватных возрасту. Жесткая внутренняя регламентация не делает контроль самоконтролем. Такие дети в дальнейшем ожидают привычного внешнего регламента познавательной и учебной деятельности со стороны взрослых, часто не могут самостоятельно формулировать цель занятия, осуществлять самостоятельный контроль ее достижения. Придя в первый класс, такие дети снова вынуждены реализовывать учебную деятельность в «безмотивационной» среде, ведь им предлагается уже хорошо знакомый материал-задача, которая не задействует познавательную мотивацию, поисковую, эвристическую активность. Эти дети в дальнейшем часто испытывают трудности в обучении. Нередко о них говорят: «Учиться – может, но не хочет». Нарушение мотивационного компонента образовательной деятельности сочетается с нарушением волевого регулирования. По некоторым данным, количество таких учеников среди других детей с трудностями обучения составляет 18%.

Невролог В.И. Гарбузов определяет подобный вариант отклонения развития, как некую форму психического инфантилизма, который полностью обусловлен некорректным воспитанием, относящимся к гиперпротекции родителей, высокими требованиями к развитию ребенка.

Очень важно, чтобы детство ребенка не потерялось в постоянных кружках, секциях, школах развития и занятиях дома. В большинстве случаев родители, охотясь за знаниями, просто не дают ребёнку свободы выбора.

Когда раннее развитие будет полезно малышу?

Обучение должно соответствовать возрасту ребенка. Обучение бывает разное, и подход родителей в такой важной работе в жизни малыша тоже будет разным. Чтобы обучение было полезно ребенку, оно должно соответствовать его возрасту. Например, ребенок в месяц нуждается в прикосновениях и объятиях родителей, а не в карточках Домана. Это и будет своего рода обучение крохи. А в три года ребенок уже должен обладать основными навыками общения с людьми. И в этом, отнюдь, немалую роль играют родители.

Игровая мотивация.

Обучение малышей, конечно же, не подразумевает долгих уроков, сидя за партой. Только, когда занятия проводятся в виде игры, в радость ребенку, малыш лучше усваивает и запоминает информацию. Если что-то не получается, лучший вариант – оставить это на будущее.

Чувство меры в обучении детей.

Родители, усиленно занимающиеся с ребенком, могут к школьному возрасту столкнуться с проблемой, когда малыш будет умнее своих сверстников и ему станет просто не интересно учиться тому, что он уже знает. Тут появляется лень и пренебрежение к школе. Зачастую родители и ребенок упускают тот момент, когда одноклассники идут дальше – а у него появляются пробелы в знаниях, и начинает учиться хуже своих сверстников. Вряд ли в таком случае, раннее обучение пошло ему на пользу. Именно поэтому необходимо уделять больше внимания раннему развитию, а не обучению детей. Для того чтобы раннее обучение положительно сказалось на малыше, следует развивать не только его интеллект, но также стоит обратить пристальное внимание на его физическое и эмоциональное развитие.

В конечном итоге стоит отметить следующее: родителям, ориентирующим дошкольника на раннее обучение, необходимо понимать и учитывать его реальные возрастные потребности и возможности.

Итак, получается, что ребенка все-таки стоит развивать. Да, конечно, необходимо создавать условия для его развития, чтобы развивался он сам. Причем делать это с умом, с опорой на такое понятие, как сензитивный период т.е. на время для оптимального развития той или иной познавательной функции.

Есть такое слово – гармония. Создавая условия для гармоничного развития тела и души ребёнка, его логики и интуиции, эмоций и разума, мы получим счастливого малыша.


Автор: Любимова Светлана Олеговна, воспитатель МБДОУ №7. 


Комментарии