Подавляющее большинство родителей переживают по поводу того, что, как и когда едят их дети. Действительно, правильное питание залог здоровья. Однако, некоторые формы родительских воздействий, даже которые не связаны с питанием, могут моделировать обратный эффект, приводя к нарушению пищевого поведения.
К нарушениям пищевого поведения относятся:
- недостаточное питание, приводящее к истощению организма;
- чрезмерное поглощение пищи, при котором, напротив, возникают проблемы с лишним весом;
- а также зависимость от постоянного жевания
чего-нибудь вкусненького, что так же несет вред здоровью.
Все эти проблемы,
помимо всего прочего, имеют психологическую подоплеку.
Набор лишнего
веса.
Когда у человека
не удовлетворяется какая-то важная потребность, то можно сказать, что он тоже
испытывает некий голод. Если ребенок испытывает эмоциональную пустоту, имеет
«голод» по любви, принятию, безопасности, общению, значимости
(весомости), и при невозможности восполнить этот дефицит напрямую, он может
научиться использовать замену, пытаясь удовлетворить психологический голод
едой, и набирает лишний вес.
Если ребенок
расстроен, переживает стресс, то он может интуитивно тянуться к еде, как в
младенчестве, когда, припав к материнской груди, он получал питание, утешение
и защиту.
Важно помнить –
если удовлетворять только физиологический голод, то есть потребность организма
в восполнении энергии, лишний вес не появится. Вкусностей требует не желудок,
эта потребность идет от «головы».
Еще одна причина
набора лишнего веса – это постоянное желание родителей накормить ребенка, не
зависимо от того, голоден он или нет. Так может проявляться и родительская
повышенная тревожность, которая немного утихает, если ребенок ест, и такой
способ родителей заботиться и давать любовь.
Набор лишнего веса
часто связан с нарушением психологических границ. Лишний вес может быть
бессознательным способом защититься, обрести большую весомость, выглядеть
солиднее, или спрятаться как под «панцирем».
Снижение веса.
Стрессы, недомогания,
плохое настроение могут снижать аппетит, и притуплять чувство голода.
Но если ребенка
кормить насильно, то по принципу формирования условного рефлекса может
закрепиться ассоциативная связь между принятием пищи и негативными эмоциями,
которые испытывает при этом ребенок. Такое воздействие только приведет к тому,
что ребенок вообще не будет любить есть.
Прежде, чем
списывать проблему на особенность пищевого поведения своего малыша, разберитесь
с возможными причинами такого поведения. Если вы замечаете специфическое
отношение к еде у ребенка – это может быть сигналом дефицита в одной из трех
основных зон психологического развития маленького или уже подросшего человечка:
компетенции, автономии или хороших отношений.
КОМПЕТЕНЦИЯ
Это знания ребенка
о той или иной сфере его жизни. Почему происходит так, а не иначе?
Самые яркие
проявления недостатка компетенции в отношениях с едой:
1. Ребенок постоянно
клянчит в магазине. Вероятно, в семье нет четких правил по отношению к
продуктам и к рациону– вводите, объясняйте. Также, возможно, родители действуют
несогласованно друг с другом (один покупает, другой нет) – договаривайтесь. У
ребенка может возникать непонимание, почему нельзя (особенно если другие дети
это едят постоянно) – объясняйте, смотрите и, например, сравнивайте этикетки разных
продуктов вместе.
2. Кидается едой,
разбрасывает. Такое поведение свойственно малышам – им еще сложно понять
существующие правила по отношению к еде.
3. Ребенок просит
есть одно и то же. Вероятно, у него нет понимания, почему все едят разное. К
тому же, после просьбы он, вероятно, добьется своего.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
- Не запугивайте, не
кричите.
- Четко
проговаривайте существующие в семье правила в отношениях с едой и старайтесь
больше рассказывать обо всем, что связано с продуктами и готовкой.
- С малышами
придумайте вместе сказку про разные продукты. Что дает силу? Что дает ум?
Ловкость? Здоровые глазки?
АВТОНОМИЯ
Это критерий того,
насколько уверенно ребенок чувствует себя в определенной сфере жизни, имеет ли
он право повлиять на нее и контролировать ее течение.
Самые яркие
проявления недостатка автономии в отношениях с едой:
- Отказ от еды.
- Отказ от
отдельного продукта.
"Мама, я хочу хоть
что-нибудь контролировать!" – говорит вам ребенок.
Переедание –
многогранный вопрос. В том числе это может быть чересчур потребительское
отношение к еде. Еда всегда на тарелке, а в запасе еще целая кастрюля – это
опять же может быть проявлением дефицита автономии.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
Дайте ребенку
возможность не только есть, но и выбирать продукты, планировать семейное меню
вместе с вами, быть ответственным за пересыпание круп из пакета в банку. Ему не
повредит больше обязанностей, ответственности, например, за завтраки для всей
семьи (заваривание овсяных хлопьев, варку яиц, накладывание творога).
Ставьте на стол
одно общее блюдо и разнообразие продуктов, чтобы ребенок сам контролировал
объем порции – накладывал больше одного, меньше другого. Предоставьте ему
выбор!
ХОРОШИЕ
ОТНОШЕНИЯ
Это отношения
непосредственно с вами или с людьми, с кем ребенку не хватает доброго, теплого
общения. Самые яркие проявления недостатка хороших отношений, связанные с едой:
1) Воровство еды
Ребенок
отвоевывает свое собственное "хорошее". Строит себе уютное вкусное гнездышко.
Чаще всего в совокупности со страхом быть пойманным такое поведение рушит
доверительные отношения с родителями внутри ребенка.
2) Шантаж
Ребенок умеет
сделать так, что любой прием пищи превращается для вас в ад. Дети
изобретательны и умеют делать это разными способами.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
Говорите,
обнимайте, спрашивайте, рассказывайте свои истории из жизни, когда вам было
также тяжело, устраивайте дни “один на один”, придумывайте, как можно
отстраивать хорошие отношения, избегайте агрессивных реакций в отношении к
ребенку.
Чаще всего у
ребенка может быть недостаток двух или трех зон эмоционального развития.
Чтобы не вызвать
по отношению к еде отрицательные эмоции и не спровоцировать пищевые нарушения
важно придерживаться следующих правил:
- Если вы замечаете,
что ваш ребенок слишком много или слишком мало ест, попробуйте разобраться и
понять в чем причина. Тогда чтобы справиться с нарушением в пищевом поведении
ребенка, необходимо будет решить изначальную проблему.
- Не стоит кормить
детей насильно, старайтесь нагулять аппетит. Прием пищи должен приносить
ребенку удовольствие. Красиво оформленное блюдо увеличивает аппетит.
- Не стоит так же
заставлять доедать все из своей тарелки, если ребенок наелся.
- Не наказывайте
ребенка едой, лишая его еды или заставляя что-то есть.
- Нельзя наказывать
детей за то, что они не хотят есть. Планируйте распорядок питания, чтобы
ребенок успевал проголодаться. Помните, что перекусы тоже способны вызвать
чувство сытости.
- Не приучайте
ребенка «заедать и «запивать» неприятности. Любое негативное чувство
должно находить выражение напрямую, а не исчезать вместе с засунутой в рот
конфетой.
- Отношение в семье
к еде должно быть уважительным, но без возведения ее в культ. Не переводите
проявления своего внимания и заботы только на еду, вместо совместного
времяпровождения и выражения любви, покупая ребенку вкусности.
- Забирая
ребенка из детского садика или школы, спрашивайте его сначала о том, что с ним
происходило в течение дня, а потом уже о том, что он ел.
Ребенок должен
чувствовать, что он любим независимо от того как, когда и сколько он поел, что
он важнее, чем еда, ситуации и обстоятельства с ней связанные.
Оказать
губительное влияние могут высказывания по поводу внешности ребенка. Не
стоит обсуждать его худобу, полноту, или любые другие физические особенности.
Строить прогнозы, каким он вырастит (толстым или худым), и связывать это с тем,
что его не полюбят, или будут негативно к нему относиться. Не придавайте
особого смысла идеальной внешности.
Самой первой профилактикой нарушения пищевого
поведения является счастливый грудничковый период, когда питание действительно
является самым важным процессом. Идеальный вариант – продолжительное грудное
вскармливание «по требованию», с постепенным, не травматичным отучением от
груди.
Автор: Михайлова Ксения Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №50»
Комментарии
Отправить комментарий