В наше время повсеместно происходит ухудшение состояния здоровья детей в результате целого ряда причин. Одна из них – нарушение структуры питания и снижение его качества. Это происходит и в семьях, и в организованных детских коллективах. Поэтому роль организации правильного детского питания значительно возрастает.
В
первую очередь на формирование пищевого поведения негативно влияют такие
факторы:
- чрезмерное
потребление сахара, соли, насыщенных жиров;
- недостаток
микронутриентов в рационе питания;
- недостаточное
потребление рыбы, молочных продуктов, овощей и других продуктов, являющихся
источником витаминов, микроэлементов и пищевых волокон.
Недостаток
тех или иных питательных веществ приводит к нарушению роста и развития детей,
интеллектуального и физического. Профилактика анемии, недостаточности йода,
витаминов среди детей дошкольного возраста имеет важное социально-гигиеническое
значение.
Неправильное
пищевое поведение в раннем и дошкольном периоде приводит к серьезным и опасным
заболеваниям чаще всего не в детском, а уже в зрелом возрасте. Смертность от
заболеваний сердечно-сосудистой системы стоит на первом месте среди россиян. В
возрасте старше 40 лет у каждого второго жителя страны есть атеросклероз
сосудов, повышенное артериальное давление, избыточный вес, а часто всё
перечисленное одновременно. Эти нарушения здоровья напрямую связаны с нерациональным
питанием. К ним приводит та модель пищевого поведения, которая сформировалась у
человека именно в дошкольном возрасте. Пищевые привычки, заложенные в детстве,
очень устойчивы и редко меняются впоследствии.
Почему
речь идет о психологических аспектах организации питания? Потому что
неправильные пищевые привычки дети перенимают у значимых взрослых из своего
окружения. Сюда входят индивидуальные пищевые предпочтения, отказ от новой пищи
и др.
В
основном, дети находятся в ДОУ 9-10 часов, трехразовое питание (завтрак, обед,
полдник) обеспечивает их суточную потребность в питательных веществах и энергии
примерно на 75-80%. При организации питания в ДОУ очень важно не только
накормить ребенка, но и сформировать у него рациональное пищевое поведение как
неотъемлемую и важнейшую часть здорового образа жизни.
Организация
рационального питания включает как образовательный, так и воспитательный
компоненты. Просветительская работа должна охватывать не только воспитанников
детского учреждения, но и их родителей, родственников, а также работников ДОУ.
Исследование
факторов, влияющих на выбор пищи.
Исследователи
разных стран мира обеспокоены проблемой пищевого поведения детей. Причины везде
разные. Недостаток полноценного питания, нехватка витаминов и микроэлементов
выступают на первый план в странах с низким социально-экономическим уровнем. В
странах с развитой экономикой основная проблема – избыточный вес детей.
Что
влияет на формирование модели пищевого поведения?
1.
Влияние значимых людей (и взрослых, и других детей) на развитие предпочтений
ребенка в еде и связанных с едой привычек. Это естественно и очевидно: ребенок
повторяет за действиями взрослого или старшего ребенка. Немецкий психолог Карл
Данкер еще в 1939 году проводил эксперимент, подтверждающий влияние значимого
другого на пищевое поведение ребенка. Детям предлагалась пища, которую
рекламировали другие дети, выдуманный герой и незнакомые взрослые. Дети
копировали поведение выдуманного героя и знакомых ровесников. Действие
незнакомого взрослого никак на них не влияло.
2.
Роль наглядного научения и моделирования. В одном из исследований эта теория
была использована для изменения отношения детей к овощам. Детей из целевой
группы в течение четырех дней сажали во время обеда рядом с детьми, которые
любили другую пищу (фасоль, а не морковь). По истечении четырех дней у детей из
целевой группы изменились вкусовые предпочтения.
3.
Влияние зрительного обучения. Детям, отказавшимся есть определенные фрукты и
овощи, показывали фильм, в котором старшие дети с большим удовольствием ели эту
пищу. После просмотра фильма большинство детей стали подражать героям фильма и
есть фрукты и овощи.
4.
Влияние родителей на пищевое поведение детей. В результате исследования,
которое провел американский психолог и диетолог Роберт Клесджес было выявлено
огромное влияние вкусовых предпочтений в семье, В процессе эксперимента дети выбирали
разную еду в зависимости от того, наблюдали за ними родители или нет. Если
ребенок думал, что его мама будет следить за тем, что он ест, он выбирал больше
полезных и продуктов. Потребности и интересы ребенка, как существа социального,
всегда связаны со взрослым.
5.
Неофобия – страх перед новыми продуктами и блюдами. Является естественным
защитным механизмом, помогает ребенку избежать употребления в пищу незнакомых и
неопознанных веществ. В норме неофобия постепенно ослабевает и во взрослом
состоянии влияет незначительно. Пик неофобии приходится на период от 2-х до 6-ти
лет, а к подростковому возрасту уменьшается, появляется желание
экспериментированию с новыми вкусами, напитками, продуктами, табачными
изделиями.
Причины:
- пищевые
семейные и этнокультурные традиции;
- персональные
(генетические) факторы;
- социальные
влияния в организованном детском коллективе и др.
Неофобия
связана с разнообразием доступной ребенку еды. Если ребенку понравился новый
продукт, его желание пробовать другие незнакомые блюда возрастает. На
успешность преодоления неофобии очень влияет поведение окружающих людей и их
привычки, связанные с едой. Ребенок постепенно избавляется от страха перед
новым, наблюдая за тем, как другие едят незнакомые ему ранее блюда, Наблюдение
за значимыми другими оказывает более сильное воздействие на ребенка, чем их
уговоры и разговоры о еде. Для преодоления неофобии детям обычно необходимо
около 15 проб нового продукта. Если родители ребенка покупают новые продукты,
называют их и объясняют их свойства, то у ребенка повышается доверие к новым
вкусам и он с большой степенью вероятности будет их употреблять в пищу.
Рекомендации
по психологическим аспектам организации питания детей.
1.
Приход ребенка в детский коллектив почти всегда сопровождается определенными
психологическими трудностями. В период адаптации у ребенка снижается аппетит,
нарушается сон, он больше нервничает и чаще болеет. В первые дни пребывания в
коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в
питании. Если он отказывается от пищи, ни в коем случае не заставляйте есть-
это усилит отрицательное отношение к коллективу. Давление только ухудшает
ситуацию, «Сделки», уговоры, запугивания, отвлечения на игрушки, чтение книг во
время еды, игры только вредят и не способствуют формированию здоровых привычек.
Советский педиатр, профессор Д.А. Кисель писал: «Вполне здоровый ребенок
отличается обычно хорошим аппетитом и съедает столько, сколько нужно для его
возраста». Адаптация к новым вкусовым ощущениям проходит примерно в течении
двух-трех недель.
2. Убедите
родителей не кормить ребенка завтраком до прихода в детский сад. Это уменьшает
аппетит и приводит отрицательному отношению к еде.
3.
Воспитатель – значимый взрослый, его поведение влияет на поведение детей в
группе. Хорошо, если дети видят, как воспитатель с удовольствием ест то, что
предлагается в ДОУ.
4.
Все люди любят есть в компании друзей. Если вы посадите ребенка за стол рядом с
детьми, с кем любит играть, он будет есть с большим удовольствием.
5.
Старайтесь не сажать детей во время приема пищи спиной к двери, т. к. такое
положение в пространстве вызывает тревогу, а она снижает аппетит. Потребность в
безопасности – это базовая потребность, и от ее удовлетворения зависит все
остальное, в том числе и желание приема пищи.
6.
Если ребенок отказывается есть, посадите во время приема пищи за стол к детям с
хорошим аппетитом. Влияние мнения сверстников и стремление копировать поведение
окружающих скорее всего положительно повлияют на привычки в питании ребенка.
7.
Игровая форма при введении новых блюд поможет детям быстрее принять их. Важно
тактично и терпеливо объяснять полезность тех или иных продуктов, развивать
осознанную мотивацию и вкус к пище,
Как
это сделать? Помогут следующие приемы:
• с
удовольствием попробовать блюдо на глазах у детей;
•
рассказать о составе блюда, как оно готовится, какое оно вкусное и полезное для
здоровья;
•
вовлечь детей в разговор о том блюде, которое предстоит есть (компоненты,
состав и т.д.)
Все
это поможет постепенно преодолеть неофобию, повысит у детей доверие к новым
блюдам. Приучать малышей к «непопулярным» продуктам» нужно, давая небольшие
порции. Боязнь перед новым блюдом станет меньше, если ребенок может его
назвать, знает, чем было это блюдо до того, как попало в тарелку, как оно
выросло, перерабатывалось и т, д. Таким способом можно обсуждать пищу
растительного происхождения, а не животного.
8. По
мнению психологов, любое действие и поступок имеют причину. Всегда важно
разобраться и понять, почему у малыша плохой аппетит. Иногда отказ от еды не
связан с ее качеством или вкусом. Стресс, домашние конфликт, плохое самочувствие
тоже существенно влияет на аппетит ребенка. При некоторых формах дисбактериоза
ребенок становится избирательным в еде и интуитивно отказывается от тех
продуктов, от которых испытывает дискомфорт или боль в животе.
9.
Фоновая ненавязчивая музыка, которая нравится детям, но не отвлекает от еды,
тоже повышает аппетит. Не зря в кафе и ресторанах звучит приятная музыка во
время приема пищи.
10.
Не заставляйте детей долго ждать еду – они устают и могут отказаться от еды.
11.
Следите за оптимальной температурой в помещении, где происходит прием пищи.
Если там душно и жарко, аппетит снижается.
12.
Обстановка в группе должна быть теплой, спокойной и доброжелательной всегда, а
во время кормления детей особенно. Исключите отрицательные эмоции, любые
неприятные разговоры между сотрудниками детского сада. Не наказывайте ребенка
непосредственно перед приемом пищи.
Всегда
разговаривайте с детьми доброжелательно. Формируйте культуру поведения ребенка
за столом с помощью похвалы, поддерживающих комментариев, мягко и ненавязчиво
помогайте в овладении приборами. Недопустимы грубые одергивания: «не чавкай»,
«как ты держишь вилку?!», «не кроши», «у тебя не руки, а крюки» и т. д. Такие
грубые ошибки персонала снижают аппетит и желание обучаться правильным манерам
и приемам поведения.
13.
Особые ритуалы во время приема пищи закрепляют положительный настрой у детей. Определенный
режим питания в ДОУ и обучение ребенка правильному поведению за столом приводят
к тому, что развиваются навыки самостоятельности и культуры еды. Постепенное
овладение столовыми приборами помогает ребенку чувствовать себя за столом
увереннее и получать больше удовольствия от приема пищи. Ловкость и
аккуратность приходят постепенно и благодаря такту и терпению взрослых.
Хорошее
настроение во время еды создают так же полная сервировка стола, удобная посуда,
красивые салфетки и скатерти. С возрастом процесс приема пищи усложняется,
появляется больше столовых приборов, элементов сервировки и ритуалов, связанных
с едой (благодарность за обед, пожелание приятного аппетита, и т.п.).
14.
Приучайте ребенка выходить из-за стола только с разрешения старшего, при
окончании трапезы. Пусть он поблагодарит тех, кто сервировал стол, уберет за
собой посуду, задвинет стул и помоет руки.
15.
Дошкольники очень впечатлительны, доверчивы и впитывают все, что видят и
слышат. Часто взрослые (члены семьи и работники ДОУ) сами формируют у ребенка
излишнюю разборчивость в еде, когда при нем в разговорах допускают негативные
высказывания: «он ничего не ест, мало ест», «привереда».
16. Прием
пищи для ребенка не только еда, но и познание окружающего пространства, буквально
«пробуя его на вкус». Хорошее настроение перед приемом пищи «готовят» организм
к тому, чтобы она была усвоена полностью и с пользой. Чтобы настроить группу
детей на прием пищи, можно использовать следующие приемы: беседы-рассуждения,
загадывание загадок о продуктах, создание проблемной ситуации, в которой
ребенок должен сделать самостоятельный выбор.
Заключение.
1.Множество
исследований подтверждает то факт, что привычки, приобретенные в детстве,
переходят и во взрослую жизнь.
2.Детское
питание влияет на состояние здоровья взрослого человека.
3.
Формирование правильного пищевого поведения в дошкольном возрасте способствует
сохранению хорошего крепкого здоровья человека и в зрелом возрасте.
Автор: Миронычева Вера Валентиновна, старший воспитатель МБДОУ №50
Комментарии
Отправить комментарий