Что нельзя делать,
если ребенок осознанно ругается матом
В любом случае
нельзя:
• бить
ребёнка ладошкой по губам, и т п. Это приведёт к возникновению низкой самооценки
и ночным кошмарам. У очень ранимых детей такие «методы» могут вызвать такую
проблему, как логоневроз (заикание);
• с иронией
рассказывать своим подружкам при ребенке, как малыш интересно ответил соседке
неприличным выражением. Ребенок снова и снова захочет повеселить маму, что бы
вы ни говорили ему;
•
наказывать малыша за такие плохие слова, если вы тоже их употребляете, мол,
такие слова не для малышей. Ребенок может понять Вас неправильно: если взрослым
ругаться можно, значит, буду говорить плохие слова, чтобы казаться взрослым
Почему дети
используют мат? Каждая возрастная категория имеет свои причины для употребления
нецензурных слов.
Так, дети двух-пяти лет используют мат неосознанно, так как подражают
взрослым во всём.
В возрасте пяти-семи
лет дети могут поднять бунт против того "как принято, как надо".
В этом возрасте дети произносят матерные слова осознанно, прекрасно зная и
понимая, что этого делать нельзя.
Причины того, что
ребенок ругается и что делать:
ПРИЧИНА 1. Хочет
привлечь внимание.
ЧТО ДЕЛАТЬ: удержать
эмоции под контролем, даже если ребёнок поставил вас в очень неловкое положение
при посторонних людях. Лучший способ – поменять тему разговора, извинившись за его
выходку. Строго и спокойно, без крика,
объяснить ребенку, что это слово нехорошее, произносить его стыдно и вам
неприятно находиться рядом с ругающимися матом людьми. Можно выйти в другую
комнату (ненадолго!).
ПРИЧИНА 2. Не
умеет/не может выразить негативные эмоции.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
научите своего ребёнка выражать сильные эмоции другими, приличными словами («мне
так обидно!» «ух, как я злюсь!»). Это не только вытеснит из речи нецензурные
слова, но и научит ребёнка понимать свои чувства и не стыдиться их.
ПРИЧИНА 3.
Пытается победить страх. «Пугливые и стеснительные малыши, с одной стороны, ждут
внимания ровесников, с другой стороны, побаиваются их. И с помощью нецензурных
слов хотят показаться интересными, "большими", а заодно и напугать
возможного обидчика».
ЧТО ДЕЛАТЬ:
объясните, что плохие слова не признак силы, а наоборот, постыдная привычка
(вроде ковыряния в носу). Расскажите сказку, про мальчика, у которого от плохих
слов стало неприятно пахнуть изо рта. Или историю про девочку, у которой от
ругани изо рта посыпались лягушки. Обязательно спросите ребенка, было бы ему
приятно дружить с такими детьми. Поиграйте: если у малыша «вырвалось» грубое
слово, скажите: «Лягушка изо рта!» За один день, проведенный без «лягушек»,
можно наградить маленьким призом. И самое главное – нужно помочь малышу
подружиться со сверстниками.
ПРИЧИНА 4.
Подражает. Далеко не все герои современных детских книг и мультфильмов
разговаривают подобающе, так, как этого хотелось бы взрослым. А если персонаж понравился,
то ребенок повторяет за ним всё.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
старайтесь смотреть мультфильмы сами, прежде чем показывать их ребёнку.
ПРИЧИНА 5. Не
понимает.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
объясните ребенку, что есть очень плохие слова, которые ранят окружающих людей.
«Предложите игру: кто придумает больше хороших слов и выражений, которыми можно
заменить одно "злое». Можно поиграть, кто придумает больше замен. Не
игнорируйте малыша, если он просит объяснить значение неприличного слова. Тайна
притягивает.
Вот несколько
советов и рекомендаций:
1.Постарайтесь,
чтобы нецензурные слова вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении
ребенка с самого его рождения.
2. Если нехорошее
слово все-таки вырвалось из уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать
вид, что вы ничего не слышали и посмотрите, как будет реагировать ребенок. Если
ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то
реакции, и не дождавшись повторит провокацию или решит, что слово обычное и в
нем нет ничего такого, и потеряв интерес забудет о нем. Если же ребенок не
ожидает от вас никакой реакции, то, видимо, слово это он просто где-то "подцепил"
и если не заострять на нем внимание, то слово также и уйдёт.
3. Если ребенок
сказал плохое слово при посторонних, самое главное - сохранить спокойствие.
Конечно, сдержаться трудно, не отреагировать и не наказать ребенка, ведь вам стыдно
и обидно, хочется оправдаться. Сделайте вид, что ничего страшного не произошло,
это лишь обидная случайность, скажите, что «Всякое бывает», улыбнитесь, смените
тему разговора. А уже когда остынете, поговорите с ребенком.
Если ребенок сам
попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно
рассказать ему что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда
хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.
5. Если мат
все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его что
значат эти слова, пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение.
Возможно, ребёнок и сам не знает, что говорит. Здесь можно пойти на хитрость и
попытаться переделать нецензурные слова до близких по звучанию и значению
обычных слов, как бы поправляя ребенка. Если это невозможно, то объясните
ребенку, что они значат и скажите, что слова эти очень обидные и говорить их
нельзя.
6. Если ребенок
кричит, злится и агрессирует, родители
должны показать ребенку что они понимают и принимают его чувства, как бы говоря
"Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется
ругаться". Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить
ребенка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без
мата и грубых слов.
Если ребенок
объясняет свою брань тем, что "все остальные тоже ругаются",
попробуйте донести до ребенка, что нецензурная лексика – это такая же
зависимость как курение и алкоголь, и как никотин разрушает легкие, так и мат портит
нашу речь и исправить будет сложно и тяжело. Что мат – это совсем не показатель
взрослости, а обычная плохая привычка.
Желание ругаться
матом пропадает само, когда ребенку встречается более культурный и не менее
авторитетный образец для подражания.
Корректирующие
игры, чтобы отучить ребенка употреблять грубые слова и выражения
Игра «ЯЗЫЧКУ
БОЛЬНО». Сшейте из красной ткани большой Язычок. Расскажите ребенку, что Язычку
больно, когда его хозяин ругается. И при каждом плохом слове надрывайте Язычок.
Такая наглядная агитация подействует лучше наказаний.
Игра «НОВОЯЗ И
ПЕРЕВЕРТЫШИ». Предложите детям игры, в которых нужно изобретать свой, тайный
язык - он увлечет их и вытеснит сленг. Отличный пример - «ферферский» язык
Калле-сыщика, героя Астрид Линдгрен. Калле с друзьями прибавляли перед каждым
слогом «фер». Например: «фер-Софер-Бофер-Ка» - «собака», «фер-Мафер-Шифер-На» -
«машина» и т. п. Еще одна находка - «перевертыши» из сказки В. Губарева
«Королевство кривых зеркал». Помните: Йагупоп («попугай»), Анидаг («гадина»)?
Такие игры не только победят детский жаргон, но и разовьют интеллект, чувство
языка (интуитивную грамотность), а заодно вызовут интерес к перечисленным
книжкам.
Авторы: Строгина Елизавета Николаевна, учитель-логопед; Александрова Ольга Александровна, воспитатель; Ибрагимова Гелусе Ренатовна, педагог-психолог МДОУ №50 г. Новочебоксарск
Комментарии
Отправить комментарий