Ребенок осознанно ругается матом

 Обычно, основная причина детского мата – безразличие родителей. Ребенку, нуждающемуся во внимании, нет лучшего способа как выкрикнуть нецензурные слова в большой аудитории. И ему все равно, что родители кричат, возмущаются, ругаются и даже наказывают его. Цель его достигнута – привлёк внимание родителей. Когда ребенок понимает, что так можно управлять родителями, эта ситуация будет повторяться неоднократно. Ребенок может даже не понимать смысла сказанных слов, но увидит какую реакцию оно вызвало.

Что нельзя делать, если ребенок осознанно ругается матом

В любом случае нельзя:

•   бить ребёнка ладошкой по губам, и т п. Это приведёт к возникновению низкой самооценки и ночным кошмарам. У очень ранимых детей такие «методы» могут вызвать такую проблему, как логоневроз (заикание);

•  с иронией рассказывать своим подружкам при ребенке, как малыш интересно ответил соседке неприличным выражением. Ребенок снова и снова захочет повеселить маму, что бы вы ни говорили ему;

•   наказывать малыша за такие плохие слова, если вы тоже их употребляете, мол, такие слова не для малышей. Ребенок может понять Вас неправильно: если взрослым ругаться можно, значит, буду говорить плохие слова, чтобы казаться взрослым

Почему дети используют мат? Каждая возрастная категория имеет свои причины для употребления нецензурных слов.
Так, дети двух-пяти лет используют мат неосознанно, так как подражают взрослым во всём.

В возрасте пяти-семи лет дети могут поднять бунт против того "как принято, как надо". В этом возрасте дети произносят матерные слова осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.

Причины того, что ребенок ругается и что делать:

ПРИЧИНА 1. Хочет привлечь внимание.

ЧТО ДЕЛАТЬ: удержать эмоции под контролем, даже если ребёнок поставил вас в очень неловкое положение при посторонних людях. Лучший способ – поменять тему разговора, извинившись за его выходку. Строго и  спокойно, без крика, объяснить ребенку, что это слово нехорошее, произносить его стыдно и вам неприятно находиться рядом с ругающимися матом людьми. Можно выйти в другую комнату (ненадолго!).

ПРИЧИНА 2. Не умеет/не может выразить негативные эмоции.

ЧТО ДЕЛАТЬ: научите своего ребёнка выражать сильные эмоции другими, приличными словами («мне так обидно!» «ух, как я злюсь!»). Это не только вытеснит из речи нецензурные слова, но и научит ребёнка понимать свои чувства и не стыдиться их.

ПРИЧИНА 3. Пытается победить страх. «Пугливые и стеснительные малыши, с одной стороны, ждут внимания ровесников, с другой стороны, побаиваются их. И с помощью нецензурных слов хотят показаться интересными, "большими", а заодно и напугать возможного обидчика».

ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните, что плохие слова не признак силы, а наоборот, постыдная привычка (вроде ковыряния в носу). Расскажите сказку, про мальчика, у которого от плохих слов стало неприятно пахнуть изо рта. Или историю про девочку, у которой от ругани изо рта посыпались лягушки. Обязательно спросите ребенка, было бы ему приятно дружить с такими детьми. Поиграйте: если у малыша «вырвалось» грубое слово, скажите: «Лягушка изо рта!» За один день, проведенный без «лягушек», можно наградить маленьким призом. И самое главное – нужно помочь малышу подружиться со сверстниками.

ПРИЧИНА 4. Подражает. Далеко не все герои современных детских книг и мультфильмов разговаривают подобающе, так, как этого хотелось бы взрослым. А если персонаж понравился, то ребенок повторяет за ним всё.

ЧТО ДЕЛАТЬ: старайтесь смотреть мультфильмы сами, прежде чем показывать их ребёнку.

ПРИЧИНА 5. Не понимает.

ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните ребенку, что есть очень плохие слова, которые ранят окружающих людей. «Предложите игру: кто придумает больше хороших слов и выражений, которыми можно заменить одно "злое». Можно поиграть, кто придумает больше замен. Не игнорируйте малыша, если он просит объяснить значение неприличного слова. Тайна притягивает.

Вот несколько советов и рекомендаций:

1.Постарайтесь, чтобы нецензурные слова вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.

2. Если нехорошее слово все-таки вырвалось из уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и посмотрите, как будет реагировать ребенок. Если ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и не дождавшись повторит провокацию или решит, что слово обычное и в нем нет ничего такого, и потеряв интерес забудет о нем. Если же ребенок не ожидает от вас никакой реакции, то, видимо, слово это он просто где-то "подцепил" и если не заострять на нем внимание, то слово также и уйдёт.

3. Если ребенок сказал плохое слово при посторонних, самое главное - сохранить спокойствие. Конечно, сдержаться трудно, не отреагировать и не наказать ребенка, ведь вам стыдно и обидно, хочется оправдаться. Сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь обидная случайность, скажите, что «Всякое бывает», улыбнитесь, смените тему разговора. А уже когда остынете, поговорите с ребенком.

Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.

5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его что значат эти слова, пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение. Возможно, ребёнок и сам не знает, что говорит. Здесь можно пойти на хитрость и попытаться переделать нецензурные слова до близких по звучанию и значению обычных слов, как бы поправляя ребенка. Если это невозможно, то объясните ребенку, что они значат и скажите, что слова эти очень обидные и говорить их нельзя.

6. Если ребенок кричит, злится и  агрессирует, родители должны показать ребенку что они понимают и принимают его чувства, как бы говоря "Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется ругаться". Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.

Если ребенок объясняет свою брань тем, что "все остальные тоже ругаются", попробуйте донести до ребенка, что нецензурная лексика – это такая же зависимость как курение и алкоголь, и как никотин разрушает легкие, так и мат портит нашу речь и исправить будет сложно и тяжело. Что мат – это совсем не показатель взрослости, а обычная плохая привычка.

Желание ругаться матом пропадает само, когда ребенку встречается более культурный и не менее авторитетный образец для подражания.

Корректирующие игры, чтобы отучить ребенка употреблять грубые слова и выражения

Игра «ЯЗЫЧКУ БОЛЬНО». Сшейте из красной ткани большой Язычок. Расскажите ребенку, что Язычку больно, когда его хозяин ругается. И при каждом плохом слове надрывайте Язычок. Такая наглядная агитация подействует лучше наказаний.

Игра «НОВОЯЗ И ПЕРЕВЕРТЫШИ». Предложите детям игры, в которых нужно изобретать свой, тайный язык - он увлечет их и вытеснит сленг. Отличный пример - «ферферский» язык Калле-сыщика, героя Астрид Линдгрен. Калле с друзьями прибавляли перед каждым слогом «фер». Например: «фер-Софер-Бофер-Ка» - «собака», «фер-Мафер-Шифер-На» - «машина» и т. п. Еще одна находка - «перевертыши» из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал». Помните: Йагупоп («попугай»), Анидаг («гадина»)? Такие игры не только победят детский жаргон, но и разовьют интеллект, чувство языка (интуитивную грамотность), а заодно вызовут интерес к перечисленным книжкам.

 

Авторы: Строгина Елизавета Николаевна, учитель-логопед; Александрова Ольга Александровна, воспитатель; Ибрагимова Гелусе Ренатовна, педагог-психолог МДОУ №50 г. Новочебоксарск

Комментарии