Наш образовательный стандарт определяет, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, которые, в свою очередь, развивают очень много положительных навыков у детей. И один из них – это инициативность.
Дошкольный возраст
– один из самых важных периодов для развития инициативы. Чтобы развить
инициативу, важно также поддерживать инициативность ребенка в работе.
Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания
ребенка помочь маме приготовить завтрак (ужин) или папе – забить гвоздь. Здесь
важно, первое, не давать по рукам или одергивать, когда дочь или сын «лезет
помогать». А второе, не вздыхать, проговаривая «инициатива наказуема», когда малыш
в чем-то ошибся.
Инициативность детишек
также очень часто проявляется в общении. Чтобы развить инициативу, важно,
поощрять стремление ребенка говорить, беседовать и налаживать новые знакомства не
только на песочнице или на детской площадке. Ведь, в будущем, это помогает
быстро адаптироваться в новом коллективе, например, в школе. Иначе выходит, как
в старом анекдоте, – «сначала мы учим своих детишек ходить и говорить, а потом
сидеть и молчать». Я согласна, инициативный разговорчивый малыш порой является
испытанием для родителей, и требуется много такта, чтобы остановить его
словесный поток в общении с окружающими.
Развитие детской
инициативы так же мы можем наблюдать в творческом процессе: в рисовании, в
лепке, в конструировании, в создании различных поделок. Так ребенок
самовыражается и инициирует творческие порывы.
Итак, инициатива –
это способность увидеть шанс на изменение ситуации. Развитие инициативы у детишек
просит, как минимум, энергичности и активности ребенка (бездельничество и
инициативность не уживаются бок о бок), ну и, конечно, определенных смелых и
рискованных действий.
Какое же занятие
является самым важным? Развитию детской инициативности в значительной степени
способствуют всевозможные игры. А, именно, игры на активность, интеллект,
коммуникативность, которые, в свою очередь, работают на пробуждение мышления и
духа малыша, активизируя весь ресурс и потенциал в ребенке. Кроме того, очень
важно, когда ребенок САМ инициирует игру со взрослыми или со сверстниками.
И, да,
инициативность и самостоятельность проявляются только в интересных значимых
видах деятельности, ведущей из которых – это игра. Поэтому игры можно назвать,
как универсальные формы работы для развития этих качеств.
Автор: Евдокимова Ольга Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ №44
Комментарии
Отправить комментарий