Где развивается инициативность ребенка?

 Наш образовательный стандарт определяет, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, которые, в свою очередь, развивают очень много положительных навыков у детей. И один из них – это инициативность.

Дошкольный возраст – один из самых важных периодов для развития инициативы. Чтобы развить инициативу, важно также поддерживать инициативность ребенка в работе. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме приготовить завтрак (ужин) или папе – забить гвоздь. Здесь важно, первое, не давать по рукам или одергивать, когда дочь или сын «лезет помогать». А второе, не вздыхать, проговаривая «инициатива наказуема», когда малыш в чем-то ошибся.

Инициативность детишек также очень часто проявляется в общении. Чтобы развить инициативу, важно, поощрять стремление ребенка говорить, беседовать и налаживать новые знакомства не только на песочнице или на детской площадке. Ведь, в будущем, это помогает быстро адаптироваться в новом коллективе, например, в школе. Иначе выходит, как в старом анекдоте, – «сначала мы учим своих детишек ходить и говорить, а потом сидеть и молчать». Я согласна, инициативный разговорчивый малыш порой является испытанием для родителей, и требуется много такта, чтобы остановить его словесный поток в общении с окружающими.

Развитие детской инициативы так же мы можем наблюдать в творческом процессе: в рисовании, в лепке, в конструировании, в создании различных поделок. Так ребенок самовыражается и инициирует творческие порывы.

Итак, инициатива – это способность увидеть шанс на изменение ситуации. Развитие инициативы у детишек просит, как минимум, энергичности и активности ребенка (бездельничество и инициативность не уживаются бок о бок), ну и, конечно, определенных смелых и рискованных действий.

Какое же занятие является самым важным? Развитию детской инициативности в значительной степени способствуют всевозможные игры. А, именно, игры на активность, интеллект, коммуникативность, которые, в свою очередь, работают на пробуждение мышления и духа малыша, активизируя весь ресурс и потенциал в ребенке. Кроме того, очень важно, когда ребенок САМ инициирует игру со взрослыми или со сверстниками.

И, да, инициативность и самостоятельность проявляются только в интересных значимых видах деятельности, ведущей из которых – это игра. Поэтому игры можно назвать, как универсальные формы работы для развития этих качеств.

 

Автор: Евдокимова Ольга Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ №44

Комментарии