Всегда ли нужно соблюдать правила?

 
Мы все зависим от правил в обществе. Жизнь – это игра, в ней люди – актеры. Правила – это общий сценарий жизни. Можно бесконечно рассказывать о правилах дорожного движения, правилах поведения, технике безопасности, правилах игры. На самом деле многие правила мы соблюдаем автоматически, потому что привыкли к ним с детства.

Но после рождения ребенка родители по каким-то причинам начинают отказываться от привычных правил и вести себя как малыши. Теперь вся их жизнь вращается вокруг этого чуда. В результате ребенок растет в теплых условиях как редкий цветок, на поверхности которого все вокруг него прыгают. Родители часто ребенку всё разрешают. Но абсолютная свобода порой оборачивается отсутствием каких-либо ориентиров. В какой-то момент родители вспоминают, что ребенок достаточно взрослый, и пора учить его расти по правилам. Таким образом, наступает период всевозможных запретов, наказаний, жалоб. Малыш уже привык к отсутствию каких-либо правил, он не хочет их соблюдать.

Правила существуют для того, чтобы их нарушать? Конечно, соблюдение правил не должно давить на человека. Правила существуют не для того, чтобы их время от времени соблюдать, а для того, чтобы их иногда нарушать. Старайтесь не быть заложниками установленных правил. Ребенку, живущему по строгим надзором, в дальнейшем будет сложно принимать самостоятельные решения, потому что он всегда жил по чьему-то приказу. Кормить, спать, гулять – это, конечно, хорошо. Но ребенок должен понимать, что иногда можно нарушать правила и ничего страшного не произойдет. Например, в выходные, праздники или когда приходят гости. Но обязательно объясните ребенку, что это новое мероприятие в честь праздника, а завтра вы вернетесь к своему обычному распорядку. Умея жить самостоятельно, ребенок ощущает всю красоту «взрослой» жизни, учится обходить подводные камни.

Главное – это найти эту золотую середину. Самостоятельно жить только по велению взрослых очень сложно, поэтому часто предоставляйте ребенку право выбора. Дошкольник может сам выбирать, в какую игру ему играть после занятий: «Ты хочешь поиграть или поесть?». Если вы говорите «нет» ребенку, вам придется либо нарушать правила, согласованные с его решением, либо уговаривать ребенка. Ребенок должен чувствовать себя вправе принимать решения самостоятельно. Вопрос должен звучать так: «Ты немного поиграешь после занятий?». Значит, с одной стороны, ребенок может выбирать, а с другой стороны, мы обязательно примем его ответ. Если вопрос поставлен правильно, ребенок добровольно принимает правильное решение.

 

Автор: Нигиль Наталия Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №7 «Берёзка».

Комментарии