У детей, у которых
наблюдается задержка в развитии речи, наличие значительных речевых дефектов или
полное отсутствие речи, как правило, отмечаются проблемы с физическими
навыками. Такие малыши испытывают трудности в координации движений, их движения
не отличаются пластичностью, руки порой не поддаются управлению, а пальцы не
способны манипулировать мелкими предметами. Внешне они могут восприниматься как
неуклюжие и даже падать на ровной поверхности. Простые действия, такие как
прыжки или лазание на детских площадках, даются им с усилием. Если обратить
внимание на младенческий период таких детей, можно заметить, что их первые
физические достижения, например, перевороты, умение самостоятельно сидеть или
ползать, происходили с задержкой.
Первое, физическая
нагрузка помогает насыщать клетки в организме кислородом, а он, как известно,
голова всему.
Второе, активный
ребёнок — это любознательное существо, стремящееся исследовать все уголки
своего окружения. Это способствует обогащению пассивного словарного запаса,
который вскоре становится активным, в отличие от малыша, предпочитающего
проводить время в тишине, играя с игрушками, или ограниченного в движениях по
жизненным обстоятельствам.
Можно ли повлиять на физическую активность ребёнка для улучшения его речевых навыков? Конечно, это возможно и необходимо. Наиболее действенный метод — подвижные игры с малышом, сопровождаемые речью. Начать можно с простых звукоподражаний. Например, вы делаете определенные движения и одновременно многократно произносите: «топ-топ» - ребёнок потопывает ногами; «га-га-га» - машет руками, как гуси; «цок-цок» - стучит ногой о пол и т.д.
Позже следует
добавить стихотворения, создавая для них соответствующие движения. Регулярные
занятия принесут плоды: ребёнок легко запомнит текст, расширит словарный запас
и улучшит произношение. Ещё одним полезным занятием является игра с мячом. Он
круглый и его поверхность предполагает участие всей ладони ребёнка, что
развивает как крупную, так и мелкую моторику. А также активирует оба полушария
мозга, ведь при играх с мячом активно участвуют обе руки. Существует огромное
количество игр с мячом. Для самых маленьких детей достаточно освоить простые
навыки ловли и бросания мяча, при этом можно повторять слова, такие как «на»
или «дай». Для детей постарше подойдут дидактические игры, такие как
«Холодное-горячее», «Съедобное-несъедобное», а также задания на называние пяти
различных животных, фруктов или овощей, и весьма интересная игра «Скажи
наоборот».
Не следует
забывать о пальчиковой гимнастике. Массаж пальцев и игры, включающие в себя
манипуляции с ними, а также перебирание мелких предметов способствуют развитию
артикуляционной моторики - движению губ, языка и челюсти, что является основой
для правильного формирования речи. Регулярно давайте ребенку возможность
перебрать бусины, пуговицы, крупу, собирать мелкие мозаики, продевать шнурки в
отверстия и касаться различных поверхностей: гладких, шершавых и бугристых.
Даже если ваш ребенок уже говорит и, кажется, обладает достаточным словарным
запасом, подобные занятия остаются актуальными — они помогут улучшить речь и
обогатить словарный запас новыми словами, фразами и стихами. Кроме того, и
малыш, и мама смогут наслаждаться совместным временем, которое приносит пользу.
Автор: Евдокимова Ольга Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ №44 г. Новочебоксарск
Комментарии
Отправить комментарий