Речь и двигательная активность малыша

Рассмотрим, на первый взгляд, совершенно различные качества ребенка: умение говорить и двигательная активность. Как же прогресс в одной области связан с достижениями в другой?

У детей, у которых наблюдается задержка в развитии речи, наличие значительных речевых дефектов или полное отсутствие речи, как правило, отмечаются проблемы с физическими навыками. Такие малыши испытывают трудности в координации движений, их движения не отличаются пластичностью, руки порой не поддаются управлению, а пальцы не способны манипулировать мелкими предметами. Внешне они могут восприниматься как неуклюжие и даже падать на ровной поверхности. Простые действия, такие как прыжки или лазание на детских площадках, даются им с усилием. Если обратить внимание на младенческий период таких детей, можно заметить, что их первые физические достижения, например, перевороты, умение самостоятельно сидеть или ползать, происходили с задержкой.

Доказано, что двигательная активность и речевое развитие взаимосвязаны. В коре головного мозга центры, отвечающие за движение и речевые навыки, находятся в тесной связи друг с другом. Таким образом, чем активнее ребёнок, тем выше вероятность, что он начнет говорить раньше и его речь будет правильной. Почему это так?

Первое, физическая нагрузка помогает насыщать клетки в организме кислородом, а он, как известно, голова всему.

Второе, активный ребёнок — это любознательное существо, стремящееся исследовать все уголки своего окружения. Это способствует обогащению пассивного словарного запаса, который вскоре становится активным, в отличие от малыша, предпочитающего проводить время в тишине, играя с игрушками, или ограниченного в движениях по жизненным обстоятельствам.

Можно ли повлиять на физическую активность ребёнка для улучшения его речевых навыков? Конечно, это возможно и необходимо. Наиболее действенный метод — подвижные игры с малышом, сопровождаемые речью. Начать можно с простых звукоподражаний. Например, вы делаете определенные движения и одновременно многократно произносите: «топ-топ» - ребёнок потопывает ногами; «га-га-га» - машет руками, как гуси; «цок-цок» - стучит ногой о пол и т.д.

Позже следует добавить стихотворения, создавая для них соответствующие движения. Регулярные занятия принесут плоды: ребёнок легко запомнит текст, расширит словарный запас и улучшит произношение. Ещё одним полезным занятием является игра с мячом. Он круглый и его поверхность предполагает участие всей ладони ребёнка, что развивает как крупную, так и мелкую моторику. А также активирует оба полушария мозга, ведь при играх с мячом активно участвуют обе руки. Существует огромное количество игр с мячом. Для самых маленьких детей достаточно освоить простые навыки ловли и бросания мяча, при этом можно повторять слова, такие как «на» или «дай». Для детей постарше подойдут дидактические игры, такие как «Холодное-горячее», «Съедобное-несъедобное», а также задания на называние пяти различных животных, фруктов или овощей, и весьма интересная игра «Скажи наоборот».

Не следует забывать о пальчиковой гимнастике. Массаж пальцев и игры, включающие в себя манипуляции с ними, а также перебирание мелких предметов способствуют развитию артикуляционной моторики - движению губ, языка и челюсти, что является основой для правильного формирования речи. Регулярно давайте ребенку возможность перебрать бусины, пуговицы, крупу, собирать мелкие мозаики, продевать шнурки в отверстия и касаться различных поверхностей: гладких, шершавых и бугристых. Даже если ваш ребенок уже говорит и, кажется, обладает достаточным словарным запасом, подобные занятия остаются актуальными — они помогут улучшить речь и обогатить словарный запас новыми словами, фразами и стихами. Кроме того, и малыш, и мама смогут наслаждаться совместным временем, которое приносит пользу.

 

Автор: Евдокимова Ольга Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ №44 г. Новочебоксарск

Комментарии